В творчестве Булгакова в первые годы его печатания не только проявились основные мотивы, ставшие постоянными, не только выявились повторяющиеся, варьирующиеся герои, устойчивые ходы и ситуации.
В нём определились также и устойчивые предметно-повествовательные фрагменты. Проза Булгакова, столь разнообразная, будет строиться, однако, с помощью некоторого достаточного определённого набора элементов - изобразительного и повествовательного.
В декабре 1922 года Булгаков напечатал фрагмент из романа «Алый мах», представлявшего собой раннюю (не сохранившуюся) редакцию будущего романа «Белая гвардия». Герой этого фрагмента (озаглавленного «В ночь на 3-е число») доктор Бакалейников видит на мосту «первое убийство в своей жизни» — то самое убийство, которое происходит и в финале романа «Белая гвардия», но уже без свидетелей (эти изменения не случайны — в эти годы тема личной вины интеллигента на время вытесняется в творчестве Булгакова темой трагедии интеллигенции и страны, уничтожающей свою интеллигенцию).
После того как на глазах доктора совершилось убийство, он, —
«подняв голову к небу, увидел шипящий белый фонарь, а выше опять светило черное небо (...) и играющие звезды».
Этот шипящий фонарь, при свете которого виден труп, встретится
не раз и не два в прозе Булгакова.
«Шипя и разворачиваясь... ползли огромные звери. ...Вверху бледно горел огромной силы электрический жар... труп человека в сером у двери» («Роковые яйца») -
это перестроенные элементы той же картины, что и во фрагменте «В ночь
на 3-е число», что и в финале «Белой гвардии»:
«Над поверженным шипел электрический фонарь... cтынувший труп еврея в черном у входа на мост».
Но еще ранее, в рассказе «Налет» (1924), читатель увидит:
«Тут же мгновенно вспыхнул Стрельцов бледно-голубым и растерзанным (как растерзаны персонажи «Роковых яиц» около теплицы.-
М. Ч.) в конусе электрического фонарика и еще совершенно явственно обозначился третий часовой Щукин, лежавший, свернувшись, в сугробе».
Электрический фонарь - главнейший из предметов, участвующих в действии «Налёта», и в момент расстрела Абрам и Стрельцов стоят рядом всё в том же голубоватом сиянии фонарика...
По многим произведением Булгакова 20-х годов пройдёт разделение ночного зримого мира на три ряда предметов - три разных источника света, по-разному соотнесённых с человеком. Электрический фонарь с его холодным светом, неизменно выступает как безучастный свидетель (или материальный «пособник») убийства.
Расположенные обычно ниже его в пространстве живые огни жилья, близкие человеку, обещают ему тепло и и спасенье.
И, наконец, звёзды, к которым человек возводит взор, ища спасения, и значение которых зависит от характера веры и надежды взирающего на них.
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Заранее спасибо.