Найти тему
Круто об искусстве

Единственное полотно Карла Брюллова на русскую тему.

Карл Брюллов "Гадающая Светлана", 1836. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород.
Карл Брюллов "Гадающая Светлана", 1836. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород.

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье… (В.А. Жуковский "Светлана")

С появлением на небе той самой ожидаемой всем миром Звезды началась святочная неделя, а это значит, что наступило время, когда особенно сильна нечисть.

И в этот разгул бесовской рати на Руси было принято гадать (главная забава русских девушек).

И Жуковский, а в след за ним и Карл Великий, как его называл Василий Андреевич, создают своих "Гадающих Светлан". И, конечно, образ художника не вырос бы без стихов поэта, но кажется, все-таки ушел дальше.

По правилам хорошего тона гадание перед зеркалом на суженного должно происходить в полночь в темноте (и тут нареканий нет) и, непременно, при помощи ДВУХ зеркал, между которыми садиться барышня и зажигает свечку, начиная жадно вглядываться в отражение, дабы узреть там своего будущего жениха.

Тут то Брюллов и делает ход конем: пишет только ОДНО зеркало. Конечно, умозрительно мы понимаем, что их два, но все-таки видим лишь одно.

Почему?

Потому что художник не столько стремился отобразить стихи Жуковского, сколько создать романтический, опоэтизированный образ мистической, типично русской забавы.

И вся мистика здесь заключена в этом зеркале - портале в иной мир. Ибо зеркало, примета двойственности человеческой природы, вступает в спор со временем, а в данном случае, в спор с самим "правильным" течением жизни, ибо барышня взывает к бесовщине, стремится узнать то, что, в общем-то, ей знать не положено.

И в этом общении с нечистью существуют свои опасности, ибо эта сила может проявить себя, оставив на лице отметину или явиться в чудовищном образе и тогда обычная забава может привести к сумасшествию и даже к смерти.

Отсюда и этот мистический теплый жёлтый цвет, переливающий то бронзой, то золотом (символ власти, но уже не божественной) - отсвет свечи, которая есть не что иное как аналог человеческой жизни, души, пребывающий в теле, духа, который желает проникнуть за пределы доступного.

И эта типично русская барышня (длинная коса, кокошник, сарафан) с по-детски вопрошающим взглядом жадно пытается увидеть ТАМ лик своего суженного. Но тут такое дело, помимо двух нитей жемчуга, на шее героини заметна веревка, на которой по всей вероятности крест. А гадать с крестом - боже упаси.

А все почему? Потому что перед нами глупенькая молодая девушка (а молодость, как известно, всегда глупа и наивна), которая совсем не грустит по милому другу как Светлана Жуковского, а лишь из любопытства развлекает себя.

И в общем-то она совсем не ожидает встречи с нечистой силой и даже более того она и не задумывается об этом (потому что для нее акт гадания есть развлечение и не более).

И если Жуковский сопереживает своей Светлане, не одобряя этой гадательной бесовщины и призывая Бога защитить ее от печали и бед, потому что "в ней душа как ясный день",

то Брюллов пишет не портрет-иллюстрацию жуковской Светланы и даже не портрет русской девушки вообще (хотя, конечно, не без этого), а создаёт мистический ОБРАЗ типично СЛАВЯНСКОГО ОБРЯДА - ЗАБАВЫ всех русских молоденьких девушек.

Никакого морализаторства (никакого сна Светланы), только самобытный народный уклад жизни с его обычаями, преданиями и верованиями.

И в этом коричнево-красно-черном пространстве удивительно ладно живут Дьявол и Бог, наивность девичьей природы и суровая мистическая правда бесовской рати, способная довести чистых юных прелестниц до белой горячки.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали... (В.А. Жуковский "Светлана")