Логично предположить, что народы Средней Азии воевали в Первой Мировой на стороне России, ведь Туркестан был частью Российской Империи. Но всё не так просто.
Русская императорская армия не была исключительно русской. Чуть ли не каждый десятый в ней был поляк, а среди офицерского состава много немцев. Латышские полки, калмыцкая конница, татарские, башкирские и еврейские призывники в русской армии тоже были, но вот мусульман Средней Азии и Кавказа на службу не призывали.
Казахи и киргизы в тот период в очень небольшом количестве могли оказаться в русской армии - в составе инородческих кавалерийских полков, куда брали добровольцев.
Тюркское население Туркестанского и Степного края имперские власти считали потенциально нелояльным в силу того, что земли эти были присоединены к Империи относительно недавно.
Но если кайсак-киргизы (так называли в начале XX века казахов и часть киргизов) не призывались в армию, значит, всю войну они ни с кем не воевали? А вот и не угадали. Эти народы вели активные боевые действия, которые сильно повлияли на численность этих народов.
Против кого же воевали казахи, киргизы и узбеки? Так уж получается, что против русских. В годы Первой Мировой войны население Туркестана и Степного края выступило против России. Сотни тысяч казахов и киргизов фактически открыли среднеазиатский фронт Первой мировой, выставив на него сотни тысяч человек.
В среде мусульманского населения Средней Азии активно вели пропаганду турецкие агенты. Османская империя, воюя с Россией, пыталась использовать исламские симпатии в свою пользу. И ей это удалось. В Туркестане и Степном крае в 1916 году вспыхнуло масштабное восстание. В историографию оно вошло, как «Среднеазиатское восстание 1916 года».
На тот момент в казачьих станицах и переселенческих крестьянских сёлах практически не было мужского русского населения - православные мужчины были призваны на фронты Первой Мировой.
Восставшие воспользовались этим и нападали на беззащитных гражданских.
Крупных войсковых соединений императорской армии в крае тоже не было и прислать значительные силы из-за войны было сложно. Поэтому восстание на первоначальном этапе имело успех и быстро распространилось на обширные области. Оно охватило территории нынешних Казахстана, Киргизии и частично Узбекистана.
Кстати, формально восстание началось из-за желания властей всё же призвать среднеазиатских жителей на фронт. Причём, не в качестве военной силы, а на более безопасные тыловые работы. Планировалось набрать до 500.000 человек, но вспыхнувшее восстание не позволило реализовать эти планы.
Основные очаги восстания были подавлены в течении нескольких месяцев, потому что и небольшие тыловые полки были снабжены несравненно лучше кочевников. К тому же русским поселенцам и крестьянам власти выдали оружие и после этого восставшие уже пожалели, что начали воевать.
В итоге среди казахов и киргизов потери были многократно больше, чем среди русских поселенцев. Количество погибших оценивается в широком диапазоне - от 100.000 до 500.000 человек. Самосуды, расстрелы и уничтожение целых семей, эти спутники жестокого гражданского противостояния, стали в те годы обычным явлением.
Около 100.000 человек всё же направили на тыловые работы на фронт. Многие из них не вернулись, закрутившись в вихре последовавшей вскоре Гражданской войны в России.
До 300.000 кочевников, спасаясь от возмездия, переселились в Китай. В том числе поэтому в Синьцзяне до сих пор значительная часть населения - казахи. А потомки тех переселенцев в большом количестве стали возвращаться в Казахстан и Киргизию в постсоветское время. Понятное дело, они пополняют ряды рьяно националистически настроенных граждан, поскольку в их образовании всегда уделялось внимание антироссийскому элементу, и русским языком они в большинстве своём не владеют.