Найти тему
Классическая ГИТАРА

Действительно ли опытные гитаристы, такие как Слэш, Эдди В. Х. и им подобные, когда-либо изучали теорию музыки?

Послушаем мнение.

Улучшает ли изучение теории музыки навыки музыканта? Да, но музыканта с уже хорошей квалификацией. Знание теории не является ни необходимым для игры, ни достаточным.

Есть ещё огромное количество технических вещей, которые необходимо изучить, например, как держать медиатор, как играть аккорды, как тянуть струны, вибрато и так далее. Вы можете знать всю теорию в мире, но всё ещё не знать, как играть на гитаре!

Теория в обучении может помочь вам решить, что играть (как «выбрать ноты»). Это поможет вам импровизировать соло. Это также может помочь вашему уху, чтобы вы могли лучше слышать, что происходит. Это помогает вам разучивать пьесы и подыгрывать кому-то. Так что да, я верю, что знание теории может сделать вас лучшим гитаристом и музыкантом.

Что касается количества теории и степени углубления у неё, некоторые, казалось бы, «необразованные» игроки, оказывается, прекрасно знают теорию. Но факт в том, что и Слэш, и Ван Хален имеют настоящий, реальный музыкальный опыт и образование.

Эдвард Ван Хален изучал классическое фортепиано в детстве и даже официально участвовал в конкурсах по фортепиано (по крайней мере, один из которых он, как сообщается, выиграл). Он вырос в музыкальной семье, а его отец был профессиональным джазовым музыкантом. Он также недолго учился в музыкальном колледже. Он, должно быть, что-то там сделал и узнал, верно? Эдди по факту посещал музыкальную школу в Городском колледже Пасадины в течение трёх полных семестров. Это полтора года, и теория музыки должна была быть частью программы. Вот что он говорил.

«Наш опыт в городском колледже был довольно странным в том отношении, что мы приходили в класс очень уставшими от игры в клубах накануне вечером... Другие студенты могли смеяться над нами, называя нас музыкальными "девицами лёгкого поведения". Потому что мы, по их мнению, не были верны тому, что значило быть музыкантом в соответствии с их принципами. Мы просто пытались заработать на жизнь, и колледж помог во многих аспектах...»

Поэтому идея о том, что Ван Хален не знал никакой теории, немного подозрительна. Как и многие, он, вероятно, действительно знал немного теории, и это была практическая теория, которую он усвоил, играя и слушая, в дополнение к каким-то формальным инструкциям.

Вы можете научиться правильно говорить по-английски, даже не изучая грамматику в школе. Возможно, вы не сможете сформулировать «правила», используя формальный язык теории музыки, и, возможно, даже не всегда будете им следовать, но вы всё равно знаете, каковы они.

Что касается Слэша, в подростковом возрасте он несколько лет обучался игре на гитаре у преподавателя колледжа. Несмотря на то, что он не учился в колледже и не читал стандартной нотации, он всё же усвоил практическую теорию музыки для гитары. На некоторых своих видео он играет и обсуждает пентатонику, мажор, тональности, ступени гаммы, и даже прогрессии I - IV - V. Ясно, что он понимает концепции.

По материалам публикации (англ.).

Из комментариев

Я думаю, что путаница возникает между знанием теории музыки и умением играть по нотам. Я думаю, что почти каждый компетентный соло-гитарист имеет обширные познания в теории музыки, такой как гаммы, надстройки аккордов, обращения аккордов и так далее.

Играя пентатонические и блюзовые гаммы как новичок, каждый гитарист быстро начинает звучать очень однообразно, а любой профессиональный гитарист, вероятно, будет тратить годы усилий, пытаясь преодолеть эти ограничения и разучивая дополнительные гаммы.

То же самое происходит, когда кто-то играет аккорды на других инструментах, например, на второй гитаре или фортепиано. Чтобы найти эффектные дополнительные голоса, потребуются некоторые базовые знания или даже что-то большее, в зависимости от того, что ищет игрок.

Ответ: да, чтение с листа и знание теории — это совершенно разные вещи. Вы можете хорошо читать с листа, зная мало теории. И вы можете знать много теории, но не уметь читать с листа.

Чтение с листа имеет совершенно разный акцент в зависимости от инструмента и дисциплины. Валторнисты, как правило, хорошо читают с листа, и делают это постоянно и много. Большинство классических музыкантов тоже.

Гитаристы, как правило, плохо читают с листа, даже реально опытные. Гитара — один из самых сложных инструментов для обучения чтению с листа из-за своей природы (одни и те же ноты в нескольких разных местах).

Я играю на классической гитаре уже несколько лет и до сих пор плохо читаю. Просто никогда не тратил на это много времени. Я в основном читаю достаточно хорошо, чтобы выучить пьесы, которые хочу, по стандартной нотации, и это всё. Хотя даже это, вероятно, уже лучше, чем бывает у большинства гитаристов...