Найти тему
История войн и оружия

Ил-20 необычной компоновки, возможный сменщик штурмовика Ил-10

На Ил-10 военные останавливаться не собирались. 11 марта 1947 г. Постановление Совета министров СССР на ОКБ Ильюшина возложили задачу создания штурмовика с лучшими летными качествами, чем у Ил-10, более мощным пушечно-ракетным вооружением, улучшенным обзором и бронированием.

Конструкторы применили оригинальную компоновочную схему, которая обеспечивала хороший обзор вперед-вниз. В 1947 г. разработка двухместного штурмовика с двигателем жидкостного охлаждения МВ-45ш была завершена. Неординарным было и пушечное вооружение.

Эскизный проект самолета Ил-20 МФ-45ш направили в НИИ ВВС в феврале 1948 г.

12 июня 1948 г. принимается правительственное постановление о постройке опытных Ил-20. Штурмовик должен был подавлять и уничтожать живую силу и технические средства на поле боя и в тактической глубине расположения противника. Предполагалось сделать два проекта с различными вариантами вооружения.

По первому варианту самолет был низкопланом с мотором жидкостного охлаждения, кабина пилота размещалась над мотором и выдвинута вперед. Переднюю часть кабины закрывало 100-мм стекло под углом 70 градусов. Это обеспечивало обзор вперед-вниз в секторе 37 градусов, если самолет пикировал под углом 40 - 45 градусов то пилот мог видеть цели под самолетом. За кабиной пилота были масло- и бензобаки, за ними была кабина стрелка, который дистанционно управлял 23-мм пушкой в установке Ил-ВУ-11 с гидроприводом и механизмом обвода пушки по контуру фюзеляжа и хвостового оперения.

Установку спроектировали в ОКБ Ильюшина, она имела большие углы обстрела: 80 градусов вверх и по 90 градусов вправо и влево. Пушка двигалась со скоростью до 4-45 градусов в секунду. Для защиты нижней четверти фюзеляжа разместили снизу кассету с 10 авиагранатами АГ-2.

Кабины летчика и стрелка, мотор, системы питания топливом и смазки, система охлаждения были закрыты бронекоробкой. Вес металлической брони был 1 840 кг, а прозрачной - 169 кг.

-2

У летчика помимо лобового было два боковых и заднее бронестекло толщиной 65-мм. В верхней части кабины с боков фонаря была 10-мм броня, борта кабины, задняя 10-мм перегородка за пилотом, в верхней части - 15-мм.

Стрелок сзади и сверху закрывался 100-мм бронестеклом, передним верхним листов за бензобаком, 6-мм бортовыми листами, был 8-мм нижний бронелист кабины, верхняя и нижняя экранированная броня была толщиной 8+8 мм.

Ил-20 с Ил-ВУ-11
Ил-20 с Ил-ВУ-11

Мотор закрывался спереди, сверху, снизу и с боков, листами 4 - 12 мм. Радиаторы прикрывались 4-10-мм листами.

Броня обеспечивала защиту от пуль калибра 12,7-мм и от снарядов 20-мм авиационных пушек.

В первом варианте наступательного вооружения самолет вооружался двумя 23-мм крыльевыми пушками, для стрельбы вперед и при пикировании. В фюзеляже были еще две 23-мм пушки под углом 22 градуса к линии полета, для обстрела целей с бреющего полета. Нормальная бомбовая нагрузка была 400 кг, в перегрузку - 700 кг. Под крылом в перегрузку можно было подвесить четыре однозарядных реактивных орудия ОРО-132.

-4

Во втором варианте наступательного вооружения была одна 45-мм пушка, две 23-мм пушки и шесть ОРО-132.

Самолет оборудовался современным пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием, тепловой противообледенительной системой.

В эскизном проекте существовал и второй вариант оборонительного вооружения Ил-20, вместо установки Ил-ВУ-11 применили кормовую подвижную пушечную установку Ил-КУ-8 в хвосте самолета. Она обеспечивала защиту самолета от атак истребителей со всех направлений. Стрелок защищался 100-мм бронестеклом, с боков 65-мм бронестеклами. Изогнутая броня по контуру стрелковой установки имела толщину 10 мм, с боков 6-мм, сзади 4-мм.

Эскизный проект Ил-20 отклонили, как не соответствующий требованиям Совмина СССР и тактико-технических требованиям.

Основным недостатком была скорость самолета, которая была даже ниже, чем у Ил-10. Наступательное вооружение не устроило заказчика. Бронирование не улучшилось.

Увеличение миделя фюзеляжа и его боковой поверхности привело к ухудшению аэродинамики, возрастанию полетного веса и увеличению возможности поражения огнем противника.

Ил-20 с Ил-КУ-8
Ил-20 с Ил-КУ-8

Осложнилась эксплуатация винто-моторной группы из-за нерациональных способов подхода к мотору и агрегатам. Если требовалось снять блоки или крышки, нужно было снимать мотор. Работать на моторе механик должен был вниз головой. Летчик мог попасть в кабину только при выключенном двигателе. При аварийном покидании самолета была опасность попадания под винт.

Огневая мощь Ил-20 была меньше, чем у Ил-10. Выяснилось, что можно вести огонь только из двух пушек из четырех. Высказывалось пожелание иметь подвижные установки. Разработки Можаровского и Веневидова не использовали.

Бомбовая нагрузка ПТАБами составляла только 300 кг.

Положительно оценили обзор вперед-вниз, но в узком секторе. Обзор в стороны и вперед был как у Ил-10.

-6

Макет Ил-2 предъявили в июле 1948 г. Макет с Ил-ВУ-11 признали недоработанным. Обзор вниз признали хуже, чем на Ил-10. Кабина была слишком близко в винту, при аварийной посадке винт мог повредить кабину. Не было аварийного сброса фонаря и противокапотажного устройства. Компоновка усложняла эксплуатацию.

Из плюсов отмечали обзор вперед-вниз и пушки стреляющие под углом, они давали возможность атаковать площадные цели на высотах 700 - 800 метров.

Самолет с мотором М-47 (3000 л. с. взлетной мощности) был изготовлен в первом варианте с четырьмя подвижными крыльевыми 23-мм пушками Ш-3 Шпитального с боезапасом 900 снарядов. В Ил-ВУ-11 установили подвижную пушку Ш-3 с 200 снарядами.

Заводские испытания начались 20 ноября 1948 г. Первый полет совершил летчик Коккинаки. В процессе испытаний самолет достиг 515 км/ч на высоте 2 800 м. Из-за низких летных данных, невыполнения требований по вооружению и недоведенности мотора М-47 конструкции Флисского работы по Ил-20 прекратили весной 1949 г.

Самолет осмотрел заместитель Главкома по боевой подготовке и отметил следующие недостатки: кабины пилота и стрелка разобщены бензобаком, не отработаны вопросы пикирования, не обеспечена эффективность тушения пожара в районе бензобака, установили четыре пушки, вместо 6. Были и другие претензии.

Ильюшин также прорабатывал Ил-20 с компоновкой по типу Ил-10. Летные данные были, конечно, повыше.

В целом можно сказать, что слабость моторостроения и неоправданная оригинальная схема усложнившая эксплуатацию и боевое применение самолета не дала возможность выпускать Ил-20.

Для того времени вполне хватало Ил-10, к тому же убрав стрелка можно было повысить его летные данные.

Спасибо за прочтение.