Русское и украинское Причерноморье – край, где по – своему преломлялись мировые традиции, от реализма до постмодернизма. Непривычная среднему жителю России яркая природа породила необычную манеру местных художников, а статус Одессы как портового города, терпимого и открытого всему миру даже в самые мрачные времена, открыл для художников «запрещённые» стили.
Это поставило Одессу в один ряд с крупнейшими центрами авангарда и нонконформизма – Ленинградом и Москвой.
На Юге Российской Империи вели активную деятельность передвижники. Но реализм у южных художников был мало похож на реализм Шишкина. Сочная природа заставляла живописцев добавлять на полотна ярких красок, что отличало картины южан их от серых и бежевых полотен передвижников.
Со временем местная школа живописи организовалась в Товарищество южнорусских художников. Центральной фигурой этого движения был гениальный грек Костанди.
В конце девятнадцатого века жизнь в Одессе была тихой, коллекционеров было мало, как и выставок местных художников. Старые реалистические тенденции в Одессе прожили очень долго.
В конце девятнадцатого - начале двадцатого века модерн пришёл на земли Крыма. Здесь сформировалось так называемая Киммерийская школа. В центре внимания этого объединения – богатейшая история Юга, старинные гробницы, замки, и, конечно же море. В этом русле творили такие русские гении, как Айвазовский и Лев Лагорио.
В Одессе новое поколение художников вступило в спор со старыми мастерами. Так сформировалось яркое явление, сегодня практически забытое – творчество «Одесских парижан».
Это были молодые представители еврейской интеллигенции, многие из них лично знали великих французских новаторов, причём, не только художников, но и поэтов. Им приходилось жить и в знаменитом «Улье». Среди гениев Одессы особенно заметны Фраерман и Нюренберг.
Зрителя, увидевшего их картины, очаровывает жаркий, неземной колорит с оранжевым фантастическим небом и красноватыми фигурами людей. Заметно влияние на этих художников фовистов, Сезанна и модерна.
Их творческая манера была ни на кого не похожа. Однако, всех их ожидала общая печальная участь. После запрета модернизма большинство эмигрировало, некоторые умерли в нацистских лагерях, немногие прожили остаток жизни в Советском Союзе, а их ранее творчество на родине было предано забвению.
Уникальная коллекция картин французских парижан уцелела лишь благодаря усилиям коллекционера и учёного Якова Перемена, и совсем недавно была обнаружена в Израиле. Трудно переоценить значение этой коллекции, тем более ввиду влияния этих художников на модернизм и за рубежом, в рождавшемся государстве Израиль.
Следующие значимые события в культурной жизни Одессы начали происходить лишь в послесталинские времена. Кружок молодых свободных художников сформировался под руководством живописца Юрия Егорова.
Главной темой полотен художника было море, поверхность которого изображалась причудливо изогнутой, словно выражая тем самым шарообразную форму Земли. А ещё он писал натюрморты. Необыкновенные, наполненные скрытыми смыслами. В этих натюрмортах рядом с типичной классической скульптурой рыбы могла оказаться, например, пирамида или сфера.
Одесса была одной из столиц советского нонконформизма. В девяностые одна из групп, не раз менявшая название, а ныне известная как «Мамай», развернула бурную деятельность, прославившись на весь мир кубистическими, абстрактными и другими модернистскими работами.
Настоящий расцвет Юга начался вскоре после распада СССР с появлением «Южнорусской волны», яркого примера постмодернистского искусства. Их жёсткие работы с заметным влиянием неоэкспрессионисзма дошли до Москвы и были представлены на столичных выставках.
На побережье Чёрного моря вдохновляет всё – и природа, и люди и здания, и история. В этом месте просто не могла не зародиться великая живописная традиция. И по сей день уже постаревшие очевидцы тех событий всё также продолжают творить, воспевая всё то, чем богат знойный Юг…