Симфония № 3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая»).
Симфонический замысел созревал в течение многих лет. А рождалось произведение в тяжелое для композитора время: первого виртуоза Вены, любимца аристократических салонов ждет неизбежная глухота.
О Героической симфонии Р. Роллан напишет: «речь идет о музыкальном Аустерлице, о завоевании империи. Империя Бетховена длилась дольше, чем империя Наполеона. Потому и достижение ее требовало больше времени, ибо он в себе сочетал и императора и армию…»
С историей написания и посвящений Третьей симфонии, получившей название «Героическая» связано много загадок. Как утверждает современник, Бетховен в симфонии «видел» Бонапарта и ценил его высоко, сравнивая с великими консулами Рима. Бетховен пришел в ярость и разорвал «титулку» партитуры, узнав, что Бонапарт провозгласил себя императором», хотя прямых доказательств этого факта нет.
А уже в первом издании оркестровых голосов симфонии (Вена, октябрь, 1806) посвящение предназначалось князю Лобковицу, который позднее купил права на использование произведения в течение года. В имении венского мецената симфония впервые и прозвучала в июне 1804 г., тогда, как первый «публичный выход в свет» состоялся через год, но успеха не имел. Для публики симфония продолжительностью 52 минуты показалась слишком длинной и сложной. Но Бетховен любил ее больше всех своих симфоний.
Предлагая партитуру издателю, Бетховен пояснял: «Симфония, собственно, имеет название «Бонапарт»…» Речь идет о названии, а не о посвящении. Автограф симфонии не сохранился и неизвестно, когда и куда он пропал.
Автор очень дорожил своим творением, и никак не мог «потерять» дорогую рукопись. В письмах маэстро нет упоминаний о судьбе автографа; нет его ни в архивах Лобковица, ни в издательстве. Неизвестно когда и почему Бетховен убрал имя Наполеона с титульного листа своего шедевра.
На публичной премьере в апреле 1805 г. будущая «Героическая» называлась «Новой большой симфонией». И лишь в октябре 1806 г. Третья обрела свое название, но с обескураживающей припиской: «Сочинена в честь памяти о великом человеке». И кто этот «великий человек» для Бетховена – загадка, без определенного ответа.
Симфоническая музыка Бетховена по праву занимает почетное место в ряду выдающихся достижений мировой культуры. Послушаем?