В XVIII веке в Англии возникла мода на концертные залы. Высшая знать строила такие залы для приёма своих гостей. Для людей попроще существовали коммерческие концертные залы. Самый известный из таких залов был открыт предпринимателем Дж. Таерсом недалеко от Лондона. Этот зал назывался Воксхолл (Vauxhall). О происхождении названия есть две версии. По одной из них в XVII веке землёй, где построили зал, владела некая Джейн Вокс (Vaux). Название образовалось из фамилии землевладелицы и английского слова hall (зал). По другой версии, местность чуть ли не в Средевековье принадлежала нормандскому рыцарю Falkes de Breaute и называлась Falkes-Hall (другое значение слова hall – поместье). Со временем название трансформировалось в более привычное для английского уха Foxhall (Фоксхолл). А когда землю приобрела Джейн Вокс, Фоксхолл превратился в Воксхолл. Концертный зал Воксхолл был очень популярен и его название стало нарицательным. Воксхоллом стали называть любой увеселительный зал в парке.
Мода на воксхоллы распространилась по Европе и добралась до России. В России слово vauxhall перевели как вокс-зал, который превратился в воксал, а потом в вокзал. Самый известный воксал в России открылся в 1838 году в Павловском парке рядом с конечной станцией железной дороги Петербург-Павловск. Железная дорога и воксал были построены одновременно, и между ними существовал заранее спланированный симбиоз. Дорога позволяла быстро добраться до воксала, а воксал стимулировал поездки по дороге. В результате железнодорожная станция (которая в России тогда воспринималась как заграничная диковина) и концертный зал слились в сознании людей в единое целое. Поэтому слово воксал или вокзал в русском языке приобрело новое значение, теперь ставшее общепринятым. Теперь вокзал – это здание для пассажиров, чаще всего на железной дороге.
Железнодорожные пути между Царским Селом и Павловском первые два километра от Царского Села шли как и сейчас. Но сейчас дорога примерно в полутора километрах от станции Павловск начинает плавно поворачивать вправо, к нынешнему вокзалу Павловска. А старая дорога шла прямо, вдоль нынешней Железнодорожной улицы в Тярлево. Около пересечения с Новой улицей находилась железнодорожная платформа Тярлево. Рядом с пересечением Фильтровского шоссе и Садовой улицы железная дорога входила в парк и шла по просеке, которая сохранилась. Её иногда называют Железнодорожной аллеей. Вдоль этой просеки кое-где сохранились остатки железнодорожного оборудования - бетонные фундаменты и металлические обломки.
На месте нынешнего стадиона располагались запасные пути и паровозный круг для разворота паровозов. Первоначально Царскосельская железная дорога имела необычно широкую колею 1829 мм. Такой колеи больше нигде не было. Только в начале XX века пути перешили на «русскую колею» 1524 мм. Тогда же дорогу соединили с другими железными дорогами России и продлили до станции Дно, а потом до Витебска. Новая дорога пошла в обход Павловского парка, но ветка до Музыкального вокзала сохранялась до 1941 года, а после войны уже не восстанавливалась.
Здание Павловского музыкального воксала было деревянным. В 1844 году оно сгорело, но было восстановлено. После этого здание ещё несколько раз перестраивалось. Поэтому на имеющихся в интернете многочисленных фотографиях и рисунках воксал выглядит по-разному. Интересно, что воксал в плане несколько напоминал Павловский дворец. К центральному зданию были пристроены два полукруглых флигеля. В центре полукруглой площади располагался фонтан-фонарь, который в полуразрушенном состоянии сохранился до наших дней. Сохранились и руины Фонтана с Лягушками рядом с воксалом. А воксал погиб в годы Великой Отечественной. Я не люблю размещать в своих статьях фотографии из интернета, тем более, что найти их там очень легко. Особо порекомендую моим читателям сайт pastvu.com
На месте Павловского музыкального вокзала установлен памятный камень с мемориальной доской.
В Павловском музыкальном вокзале выступали многие известнейшие артисты: «король вальса» Иоганн Штраус (сын), А.К.Глазунов, М.Р.Глиэр, С.С.Прокофьев, Ф.И.Шаляпин, М.В.Собинов, А.Д.Вяльцева. В качестве слушателей здесь бывали Л.Н.Толстой, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, П.И.Чайковский, Ф.М.Достоевский, М.И.Глинка и многие другие.
В память о выступлениях И.Штрауса в Павловске в 2003 году открыт памятник великому австрийскому композитору и скрипачу. Правда стоит памятник не на месте Музыкального вокзала, а за пределами парка, на пересечении Садовой и Звериницкой улиц. Памятник является даром Австрии к 300-летию Петербурга.
В 2019 году было принято совместное решение Правительства СПб и РЖД о восстановлении Музыкального вокзала. Об этом 19 декабря 2019 года на совещании в РЖД заявил губернатор Петербурга А.Д.Беглов. Об этом же 5 февраля 2020 года сообщила газета Гудок (орган РЖД). Правда о сроках ничего не говорится. Пока планируется в 2021 году восстановить только фонтан-фонарь.
За последние годы в Павловском парке отреставрировано и восстановлено немало памятников: Колонна Конец Света, Пиль-Башня, Большой Каскад, скульптуры на мосту Кентавров и Оленьем мосту, памятник Великому Князю Вячеславу Константиновичу. И это ещё не полный список. Конечно, восстановление Музыкального Вокзала – гораздо более масштабный проект. Но у него есть очевидная коммерческая составляющая: в Вокзал наверняка будут продавать отдельные билеты. Так что я верю, что восстановление состоится. А вот как новое-старое здание впишется в парковые пейзажи - это вопрос! Будем надеяться, что у архитекторов окажется достаточно вкуса и такта для решения этой непростой задачи.
Полный перечень статей моего канала здесь.