Найти тему
Мел

Как устроена школа в современном российском кино

Современную российскую школу можно увидеть и в популярном ситкоме «Физрук», и в жёстких псевдодокументальных картинах Германики. Снимаются десятки картин, большинство из которых лежат на полке. Но среди тех, что попадают к зрителю, одни кажутся нам слишком слащавыми и нереалистичными, другие — тоже нереалистичными, но из-за их беспросветной мрачности. Мы понимаем, что истина где-то посередине. Но отражена ли эта истина в нашем кино? Ревизию отечественных сериалов и фильмов о школе последних лет провела кинокритик Наталия Курчатова.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Становление детской личности в коллективе сверстников — один из вечных цивилизационных сюжетов. Его можно поместить хоть в волшебный мир, как в историях о школе Хогвартс, хоть в мир будущего — как происходит в новой версии «Стартрека». Или с некоторой натяжкой — в советском телефильме «Гостья из будущего». Суть от этого изменится незначительно, речь всё равно пойдёт о возникновении социальной иерархии, воспитании навыков совместного решения проблем, получении первого опыта товарищества, дружбы и любви. Проработанность и жанровое разнообразие подобных фильмов и сериалов может дать неплохое представление о состоянии общества.

Кадр из фильма «Гостья из будущего», 1984 год
Кадр из фильма «Гостья из будущего», 1984 год

Советский кинематограф подарил зрителям много картин, сосредоточенных в основном на этических вопросах воспитания человека и зачастую шедших вразрез с установками реальной школы. Особенно в её позднесоветской версии. Можно вспомнить «Доживём до понедельника», «Большая перемена», «Чучело». Их создатели вступали в спор с официальной парадигмой ориентации детей на «школьные успехи», выражавшиеся прежде всего в прилежании и послушании. По сути, требованиях конформизма.

Американская традиция скорее шла по пути не проблемного кино о школе, а жанрового разнообразия. От молодёжной комедии с её отвязностью и грубоватым юмором до школьных триллеров, работающих на поле страшных историй, весьма популярных в детском и подростковом фольклоре. Стоит вспомнить хотя бы страшилку про «чёрный-чёрный город», которую на разные лады советские дети рассказывали друг другу в походе или в летнем лагере после отбоя. Ещё одна ветвь западной традиции — сюжеты о детях и подростках с необычными способностями, будь то британский сериал «Отбросы» или американские «Герои». У нас она по сей день практически отсутствует.

Кадр из фильма «Большая перемена», 1972 год
Кадр из фильма «Большая перемена», 1972 год

Что же представляет из себя современное российское кино о школе, о чём оно нам может поведать? При том что российское школьное кино наследует как советские «проблемные», так и западные «развлекательные» линии. По-настоящему ярких картин на эту тему снимается на удивление мало. За последние десять лет на слуху — едва ли десяток проектов, привлекших хоть какое-то внимание публики. Самым ярким явлением, пожалуй, можно назвать работы режиссёра Валерии Гай Германики. Картину «Все умрут, а я останусь» и последовавший за ней сериал «Школа», с большим успехом прошедший на Первом канале в 2010 году.

В центре картины «Все умрут, а я останусь» — подростковая дружба трёх девятиклассниц, Кати, Жанны и Вики. Девочки, как и бывает обычно в этом возрасте, куда больше озабочены не учёбой, а проблемами собственного взросления. Отношениями с мальчиками, друг с другом и возможностями нарушения границ, установленных взрослыми. Сюжет вращается вокруг школьной дискотеки, которая естественным образом понимается как инициация — и в итоге и становится таковой.

Характерный драматургический псевдодокументальный стиль Германики с её вниманием к мусорным, казалось бы, мелочам осовременивает совершенно советский взгляд на подростка. Подросток здесь становится ареной столкновения высших этических представлений с инстинктивными побуждениями. При этом последние вшиты не столько в отдельного человека, сколько в окружающие его социальные группы — будь то взрослое общество или молодёжные компании. Так, хрупкая идеалистическая дружба трёх девочек трещит по швам под влиянием репрессивных правил, навязанных взрослыми (если Катя не вернётся домой, в школе отменят дискотеку) и жестоких законов «молодых волчат» (если Вика и Жанна пойдут с Катей на дискотеку, им там «лицо порвут»).

Кадр из фильма «Все умрут, а я останусь», 2008 год
Кадр из фильма «Все умрут, а я останусь», 2008 год

Сериал «Школа» подходит к этической проблематике ещё ближе. Да что там — он весь плоть от плоти знаменитого фильма Ролана Быкова «Чучело», в котором блистала юная Кристина Орбакайте. В «Школе» Аня Носова, героиня артистки Валентины Лукащук, — практически Лена-Чучело без ретуши. Умная, несносная, сильно и глубоко чувствующая девочка-эмо, ходячая проблема для своих дедушки и бабушки, школы и сверстников. Особый дар Германики — способность показать подростка во всей полноте его противоречивых побуждений, будто с одной с ним парты.

Германика говорит, что «проблемный» ребёнок не просто становится жертвой по чьей-то воле, но сам принимает участие в конструировании этой позиции

Да и дети-агрессоры тоже в каком-то смысле являются жертвами ситуации и в итоге тем или иным образом страдают от этого. Причём зачастую речь идёт не только о страданиях душевных, но о совершенно явном жизненном сломе.

Думается, что никакой флёр скандальности сериала не помешал зрителям прочесть этот незамысловатый, но очень достоверный подтекст. Этим и объясняется высокая популярность «Школы», которая говорит с человеком о настоящем безо всяких цензурных скидок.

Кадр из сериала «Школа», 2010 год
Кадр из сериала «Школа», 2010 год

Пример противоположного подхода — весьма слабый ремейк фильма «Розыгрыш» 1976 года, перенесённый в новые реалии в 2008-м режиссёром Андреем Кудиненко. В общих чертах сюжет повторяется: в центре конфликт признанного лидера класса, юного лощёного проходимца Олега и нового ученика Игоря. Правда, в новых реалиях привычка Олега ходить по головам подкрепляется его происхождением: он сын успешного бизнесмена, который фактически «содержит» школу. Новый «Розыгрыш» фактически является бенефисом популярного исполнителя Ивана Noize MC Алексеева, который играет роль совершенно ненатурально правильного Игоря. А финальный внутренний монолог «побеждённого» Олега («У меня будут деньги, учёба за рубежом, дорогие машины и роскошные женщины, а у вас... что-то другое») может вызвать разве что горькую иронию насчёт неминуемого торжества таких вот олегов.

Кадр из фильма «Розыгрыш», 2008 год
Кадр из фильма «Розыгрыш», 2008 год

Ещё один проблемный фильм, который по неким формальным признакам может быть отнесён к школьной теме, — картина Александра Велединского «Географ глобус пропил». История о недотёпе-географе, который потащил школьников в водный поход, а сам провёл этот поход в обнимку с бутылкой, смотрится довольно зловеще. Впрочем, во времена работы над фильмом создателей занимали всё-таки не вопросы техники безопасности, а скорее вопрос о том, так ли многому взрослый человек может научить подростка. При том что большинство взрослых и со своей-то жизнью разобраться толком неспособны. В конечном итоге мы взрослеем, как и любим, как и умираем, совершенно самостоятельно. Это горький, но непреложный факт.

Лучшая помощь иногда в том, чтобы вовремя вынести себя за скобки, не мешать своим опытом, который может оказаться неактуальным или даже пагубным

А вообще «Географ», конечно, не столько о школе. Скорее о разных важных и трудноуловимых вещах, которых полно в каждой жизни. И о которых прекрасно пишет Алексей Иванов (по его роману снят фильм), снимает Велединский и играют превосходные артисты.

Кадр из фильма «Географ глобус пропил», 2013 год
Кадр из фильма «Географ глобус пропил», 2013 год

Ещё один жёсткий злободневный фильм из числа «серьёзных» — картина «Училка» режиссёра Алексея Петрухина, вышедшая в прокат на каких-то странных условиях. Широкой публике она осталась почти неизвестной. Меж тем сюжет фильма весьма впечатляет: это история об учительнице, которая взяла в заложники собственных учеников.

Кадр из фильма «Училка», 2015 год
Кадр из фильма «Училка», 2015 год

Развлекательную нишу школьного экрана представляют в основном телесериалы. Это суперуспешный «Физрук» телеканала ТНТ о бывшем бандите, устроившемся работать в школу. Это проект «Закрытая школа» (адаптация компании Amedia испанской «Чёрной лагуны», показанная на СТС). Странный ситком «После школы» (совместное производство Walt Disney и Первого канала) и некоторые другие. «Физрука», надо думать, не смотрели только снобы и крайне занятые люди, «Закрытую школу» можно осторожно рекомендовать любителям тех самых «детских страшилок»: уровень сюжетной логики в сериале примерно таков. Впрочем, и испанский оригинал не может похвастаться особой тщательностью в этом плане.

Проект «После школы», несмотря на звёздный каст (Михаил Пореченков, Ксения Раппопорт и другие), страдает фатальными драматургическими недостатками. Здесь просто нет истории, за которой интересно следить. Диалоги пусты и скучноваты, и никакие режиссёрские хитрости, музыкальные номера и пестрящие в кадре эмодзи не могут этого скрыть. В общем, странный блин комом от достаточно именитых драматургов Пресняковых.

Кадр из сериала «Закрытая школа», 2011-2012 годы
Кадр из сериала «Закрытая школа», 2011-2012 годы

В сухом остатке про школьное кино в России можно с определённостью сказать только одно: оно, несомненно, есть и в лучших образцах вполне состоялось. Другое дело, что если найдётся, например, сторонний зритель, который подряд посмотрит все фильмы и сериалы списка — какого-то единого образа современной школы у него не создастся. Он узнает, что в Москве есть рядовая «Школа» Гай Германики, престижная школа «Розыгрыша». Ещё элитный интернат в особняке князя Щербатова, где творится всякая мистическая чепуха. Есть также странная школа а-ля детское Сколково из «После школы», а где-то в Перми ученики плывут по реке с вечно пьяным учителем. Нет ни общих для всех традиций вроде американских «короля и королевы бала» на выпускном, нет типичных социальных групп вроде американских же чирлидерш или советского пионерского актива, нет и общего языка, на котором говорят об этом кинематографисты. И, наверное, это как раз и отражает ситуацию в нашем современном школьном образовании, где «тот, кто в 15 лет убежал из дома, вряд ли поймёт того, кто учился в спецшколе». Только за 20 с лишним лет эта строка из песни группы «Кино» стала прямо-таки тотальной реальностью.