Давненько я хотел написать эту статью, да всё руки не доходили. Найт-Сити, знаете ли, не отпускает. На самом деле, Киберпанк - интереснейший случай для разбора. С одной стороны, игра стала культовой ещё до своего выхода, с другой - получила шквал критики за проблемы отпимизации, баги и пр. Раньше я писал, что с нетерпением жду выхода Киберпанка по самым разным причинам. Оправдал ли он мои ожидания? Давайте разбираться.
Не волнуйтесь, спойлеров не будет
Для начала небольшой дисклеймер: я прошёл большую часть игры на PS4pro, и лишь последние 15-20% (если считать от игрового времени) - на PS5
Итак, начнём по порядку.
Сюжет.
Тут стоит разбить на два подпункта: основной сюжет и побочные миссии. Основной сюжет хотя и довольно прост, вполне интересен и очень в духе Кибепрпанка как жанра. Человек, зажатый сложными обстоятельствами, находящийся в почти безвыходной ситуации, вынужденный противостоять гигантским корпорациям. В принципе, ничего нового, но зато крайне киберпанково. А вот к минусам основного сюжета я бы отнёс отсутствие вариативности. По большому счёту, для основной линии не важно, что Вы делали всю игру, как проходили миссии и какие опции выбирали в диалогах. Важно лишь, выполнили ли Вы побочные квесты и как построили отношения с Джонни. От этого зависит, появятся ли у Вас все открытые опции концовки и будет ли возможность открыть секретную. В принципе, концовок-то достаточно, но вот факт, что определение с тем, к чему Вы придёте, сводится к выбору строчки в одном диалоге, сильно напомнил Mass Effect 3.
А вот побочки выше всяких похвал. Тут мало того что они на любой вкус: от зачистки помещений до детективных расследований, так в них всегда безумно интересные сюжеты. Вот кандидат в мэры заказывает расследование смерти своего предшественника, а вот раскаивщийся убийца хочет стать новым мучеником. И ты никогда не знаешь, к чему приведёт то или иное задание. Сюжетная составляющая каждой побочки держит тебя крепко и не отпускает ни на минуту.
Мир.
Тут тоже без нареканий. Найт-Сити прекрасен. Здания, улицы, люди - город получился действительно живым и продуманным до мелочей: от развязок автострад и до рекламы на листовках и экранах. Закусочные, рынки, свалки, магазины, крыши, где тусуются банды... По городу можно просто гулять часами и получать от этого удовольствие. Причём этот мир не просто живой: он сделан по всем традициям жанра: грязь и бедность бок о бок соседствует с высокими технологиями и дорогущими небоскребами, на улицах правят банды, а полиция продажна. Ну и конечно, за что я обожаю CDPR - это огромное внимание к погружению: многие NPC говорят на родном языке и понимать их Вы можете только благодаря субтитрам. Банды реагируют на то, как вы выполняете связанные с ними задания и в зависимости от этого по-разному к Вам относятся. Задания Вам дают по телефону, а аодробности - в смс, что невероятно поднимает уровень погружения. Ну и, конечно, визитная карточка польской студии - потрясающая проработка деталей. Каждая улица, каждый дом, каждая квартира - всё это наполнено огромным количеством мелочей, говорящих, кто здесь живёт и в каком мире Вы оказались. А если ещё и не лень будет читать все чипы, которые Вы находите, уничтожая очередную банду, Вы увидите, что за каждым преступлением здесь всегда стоит история. И вот за одно это создателей можно на руках носить.
Геймплей.
Вот тут всё немного сложнее. Для начала сразу скажу, что мои опасения по поводу вида от первого лица оказались напрасными. Никаких проблем это не вызвало. Даже ближний бой смотрится интересно. Вариативность прохождения миссий, благодаря обилию навыков и огромному числу киберимплантов потрясающая: хочешь тихо пробирайся, снимая врагов метательными ножами и пистолетом с глушителем, хочешь - обходи системы защиты хакерскими навыками и обрубай противникам импланты, а хочешь - бери дробовик, вышибай дверь с ноги - и вперёд, напролом. Мешает только непроходимая тупость ИИ. Враги здесь представляют угрозу только в тех случаях, когда их уровень (а значит, броня и урон) значительно превышают Ваш. Ну и, конечно, довольно спорное вождение. Столбы, которые влёгкую сбиваются машиной или мотоциклом, и одновременно совершенно невероятная физика при столкновениях. Впрочем, это игра не про гонки, так что к серьёзным минусам я бы это не относил.
Локализация
Я переключался между двумя языками, русским и английским. Ну и, как ни прискорбно это признавать, в отличие от Ведьмака, здесь русская озвучка слабее. И нет, дело не в Ивлеевой и Элджее, которых позвали озвучивать третьестепенных персонажей. Вы ещё попробуйте их там найдите и определите, кого они озвучивают. Более того, на мой взгляд, актёры, как раз, справились прекрасно. А голос Джонни мне в русской версии и вовсе больше зашёл, чем оригинал очень любимого и уважаемого мной Киану Ривза. Какой-то он у нас более рокерский, что ли, получился. Проблема в другом. Во-первых, обилее мата, от которого уши вянут. Я далеко не ханжа, но тут с этим реально перебор. Во-вторых, часть реплик радио вообще почему-то остались без перевода. Даже без субтитров. Не знаю, видимо, тут злую шутку сыграла спешка.
Персонажи.
Наравне с сюжетом это одна из самых сильных сторон игры. Персонажи прекрасны. Им сопереживаешь, их ненавидишь, с ними хочется спорить или соглашаться. Словом, они вызывают живые эмоции. Мне безумно понравилось взаимодействие с Джонни, миссии с Панам, раскрытие прошлого Джуди. Ну и, конечно, здесь прекрасно прописаны диалоги. Они не картонные, как это часто бывает в играх: за ними действительно интересно следить.
Баги и глюки
Так, пришла пора приступить к самому больному месту. На момент выхода игры багов действительно хватало. Кроме того, многие игроки жаловались на частые "вылетания". Однако, должен сказать, уже первые патчи достаточно сильно всё исправили. А после последних у меня лично проблемы и вовсе прекратились. За последние 10 часов игры был всего один вылет. Поэтому я не вижу здесь столь сильных поводов для бомбежа. Да, на приставках уходящего поколения игра смотрится значительно хуже. Но PS4 вышла 7 лет назад! С тем же успехом можно было попробовать запустить на калькуляторе и там жаловаться на графику. Впрочем, многие обвиняют CDPR в том, что они заранее не показали, как будет выглядеть игра на консолях. Ну и это, пожалуй, вполне заслуженное обвинение, к сожалению.
Вывод.
Итак, разобрав все вышеперечисленные аспекты, я для себя пришёл к следующему выводу: Cyberpunk 2077 - это всё же не шедевр уровня того же Ведьмака. Но это очень хорошая игра AAA-класса. Оправдала ли игра мои ожидания? Да, безусловно. Да, с багами, да, с проблемами, но это всё с лихвой компенсируется её сильными сторонами. Посмотрим правде в глаза: баги со временем поправят, добавят новых механик, досыпят миссий. И всё будет прекрасно. Проблема-то не фундаментальная. Тут не как в Mass Effect: Andromeda, где проблема была в самом существовании игры. И не как в Last of Us 2, где сюжет был так криво скроен, что в конце вызывал только раздражение и вопросы. Да, как уже писали в своей статье https://zen.yandex.ru/media/jesterids/kiberpank-kotoryi-my-zaslujili-5fd5053c33ed420c3f47c55e , выйди Cyberpunk 2077 среди серьёзных конкурентов того же уровня, и игра бы не имела такого хайпа. Но в этом-то и вся проблема. Что мы имеем сейчас из игр? Либо очередное продолжение какого-нибудь игросериала, либо римейк, либо вовсе индюшатина. Студии поняли, что в такие проекты куда надежнее вкладываться. И индустрия начала загибаться. Поэтому я считаю, что такие игры надо поддерживать, иначе скоро все будем играть исключительно в индюшатину, да очередную версию CoD.
P.S.: особенно меня раздражает, когда люди начинают кричать, что надо бойкотировать игру за то, что создатели "эксплуатировали" разработчиков, так как те дико перерабатывали. Очень хочется спросить у таких людей: а вы пользуйтесь продукцией японских компаний? Знаете, как они перерабатывают? А китайцы? Что же Вы там не орете, почему их продукцию спокойно покупаете? Проджекты хотя бы людям за это доплачивали. Был хороший анекдот про разговор в бане: Рабинович, Вы либо крестик снимите, либо трусы наденьте.