Найти тему

Письма...и живопись

Друзья, с грустью сообщаем, что пришла пора заканчивать рубрику «Письма...и живопись», не потому, что тема исчерпана, нет, мы её только чуть-чуть копнули. Тема писем в искусстве необъятна, впрочем, как и любая другая, о которых мы хотим с вами поговорить.

Долго думать над тем, какую картину выбрать на роль «жирной точки» письменной темы в искусстве не пришлось – это всемирно известное живописное полотно русского художника Ильи Ефимовича Репина -

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

(1880-1891 г.г., размеры: 2,03 х 3,58 м).

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 2-й вариант картины.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891 г.г., размеры: 2,03 х 3,58 м).
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891 г.г., размеры: 2,03 х 3,58 м).

Вас заинтересовал посыл о втором варианте картины? Удивлены, что после всех пастельно-интимных любовных писем, с которыми мы вас знакомили, случился вдруг резкий поворот на 180 градусов? Недоумеваете, почему?

Давайте по порядку. Известно, что, помимо писем личного свойства, бывают письма деловые, казённые, информативные, письма-сообщения, гарантийные, сопроводительные, и прочие, и прочие… То есть письма разнятся по функциональным признакам. А ещё бывают письма коллективные, те, которые пишутся не одним человеком, а группой людей, то есть коллективом, оттого и название подобных писем «коллективные».

Помню, как в далёкую мою бытность пионеркой, писали мы всем классом письмо Льву Ивановичу Яшину, в котором просили знаменитого на весь мир вратаря разрешить классу – частице пионерской организации школы, носить его имя. Как ни покажется удивительным, Лев Иванович прислал нам, школярам, и ответ, и свою фотографию с автографом. Кажется, он не приветствовал наше рвение называть свой класс именем Яшина, но сам факт ответа великого человека на наше коллективное послание – это дорогого стоило.

Но вернёмся к картине русского художника Ильи Репина. Огромное панно было начато в 1880 и закончено в 1891 году. Этюды к картине художник писал в кубанской станице Пашковской, Екатеринодаре, в поместье Качановка Черниговской губернии и в Кубанской области.

Есть люди, которых не надо долго представлять: люди-легенды, люди-глыбы, настолько велик их вклад в развитие человечества, его историю, его культуру. К таким людям относится Илья Ефимович Репин – русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств, одна из ключевых фигур русского реализма.

Прожив долгую (86 лет) и очень непростую жизнь, что само по себе – тема отдельного разговора, великий живописец оставил воистину бесценное творческое наследие. Творчество Репина, по мнению искусствоведов - «вершина передвижнического реализма»; это касается и его тематического размаха, и стилистической пластичности. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина», и как «групповой портрет». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали»; в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван». В картине конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния».

Свидетельством того, что «Репин неисчерпаем», является позиция Александра Бенуа. Александр Николаевич Бенуа - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». На рубеже XIX—XX веков Бенуа оценивал Илью Ефимовича как художника, который «для истории ещё не готов», а в 1930 году писал в парижском издании «Последние известия», что Репин — это «достойный представитель русского начала на мировом Парнасе. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина».

Илья Ефимович Репин
Илья Ефимович Репин

Как и обещали, продолжаем знакомить вас, дорогие читатели, с русским художником И.Е. Репиным и его картиной, прекрасно иллюстрирующей тему писем в искусстве - «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Картину «Запорожцы» Репин писал дольше, чем какую-либо иную. Идея возникла на светском приеме, куда были одновременно приглашены Илья Репин и историк Дмитрий Яворницкий. У Яворницкого оказалась при себе копия письма, написанного в 1676 году атаманом Иваном Серко (Сирко) вместе с казаками султану Махмуду IV. Возмущенный тем, что казаки истребили его 15-тысячное войско, турецкий владыка предложил Сечи перейти в его подчинение, а в случае отказа грозил полным уничтожением.

Красноречивость этого письма настолько затронула воображение художника, что в нем почти сразу же возникло непреодолимое желание запечатлеть в живописи дух того времени и создать несокрушимые и мужественные образы народных героев Запорожской вольницы. Именно там, в Абрамцеве, живописец набросал свой первый графический эскиз древесным углем, который и предопределил композицию будущего гениального творения. К слову, первый эскиз художника к этому полотну на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее.

-3

В 1880-е годы Репин специально отправился в Украину, чтобы собирать материал для картины. Помогал ему и Яворницкий, предоставив свободный доступ к своим материалам и старинным атрибутам казаков – одежде, трубкам, обуви, оружию. Репин написал множество эскизов, прежде чем приступить к работе над главной картиной. К слову, в поездке Репина сопровождал его юный пятнадцатилетний ученик Валентин Серов - он тоже делал кое-какие наброски.

В 1888 году Репин еще раз проехал по местам казачьей славы. Главным результатом стало то, что художник уловил казачий дух неуемной свободы.

«Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства», – восхищался он украинскими казаками. Безусловно, одним из источников, вдохновивших художника, была повесть Гоголя «Тарас Бульба». Собственно, ее герои присутствуют на картине.

Сам Тарас Бульба – могучий хохочущий казак в белой папахе, написан с профессора Петербургской консерватории. Его сын Андрий – интеллигентный юноша слева, с тонкой улыбкой и мягкими чертами лица, прототипом его стал родственник композитора Михаила Глинки. Рядом с ним – суровый казак с повязкой на голове, он в роли старшего брата, Остапа Бульбы.

-4

А что же сам Иван Серко? Атаман с лихо закрученными усами смотрит лукавым пронзительным взглядом, явно наслаждаясь метко сказанной фразой. Прототип – командующий Киевским военным округом генерал Михаил Драгомиров.

-5

Не забыл Репин и главного консультанта и вдохновителя – Дмитрий Яворницкий запечатлен в образе писаря. Чтобы добиться от него нужной усмешки, Репин развлекал свою модель карикатурными журналами.

-6

«Запорожцы», пожалуй, одно из самых фундаментальных творений мастера, на которое он затратил огромное количество энергии, душевных сил, любви, ну и конечно же времени. Писал Репин свое творение с небольшими перерывами почти 13 лет, а именно с 1878 по 1891 год.

«Я уже несколько лет пишу свою картину и, быть может, еще несколько лет посвящу ей, — говорил живописец, — а может случиться, что я закончу ее и через месяц. Одно только страшит меня: возможность смерти до окончания «Запорожцев».
Однако немногие знают, что живописец практически одновременно писал два варианта этого полотна. Первый, менее известный, сейчас хранится в Харьковском художественном музее изобразительных искусств, ну а второй, всемирно знаменитый - в Русском музее Санкт-Петербурга. Хотя вторую версию, чистовую, художник начал писать позже на два года, работа велась параллельно над двумя вариантами сразу. Внося изменения и дополнения в первый вариант, Репин, во втором, основном варианте, стремился к совершенству выражения своего замысла.
Наконец, завершенные «Запорожцы» были выставлены в 1891 году на юбилейной экспозиции работ Ильи Репина, которую устраивала Академия художеств по случаю 20-летия творческой деятельности живописца.

Полотно было очень тепло принято публикой и получило высокую оценку в прессе, которая так прокомментировала это событие:

«Всмотритесь пристальнее и вы начинаете понимать, что перед вами не просто веселая компания, а исторические деятели, не эпизод комедии, а исторический момент. Это право насмешки над грозным и могущественным султаном куплено кровью, куплено бесчисленным количеством героических смертей и деяний. Нужна великая отвага в душе, великое, смелое сердце, чтобы так искренне смеяться в такую минуту».
После триумфа «Запорожцев» на выставках в галереях России, а также в Мюнхене, Стокгольме, Будапеште и Чикаго, император Александр III лично выложил за шедевр целое состояние - 35 тысяч рублей. И эта жемчужина отечественной живописи оставалась в царском собрании до самой революции, а после была национализирована и передана в Русский музей.

Изначально "первых" Запорожцев у Репина выкупил известный русский меценат Павел Третьяков. После революции в 1933 году картину передали на Украину в качестве паритетного обмена между музейными собраниями двух республик. С тех пор творение гениального живописца хранится в Харьковском музее.

-7

И подытоживая вышесказанное, хотелось бы сказать, то, что хранится сегодня в Русском и Харьковском музее, - лишь часть колоссальной работы, которую проделал гениальный мастер кисти - Илья Репин, создавая эти полотна. За 13 потраченных лет художник несчетное количество раз переписывал, переставлял и менял в них и образы и детали. И это поистине заслуживает глубокого уважения и поклонения потомков величайшему таланту 19 века.

А теперь – бонус: тексты писем, которыми обменялись Султан турецкий Мухаммед IV и Кошевой атаман Иван Сирко со всем войском Запорожским

Ультиматум турецкого султана Мухаммеда IV:

«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться».

Подписано: Султан турецкий Мухаммед IV

Ответ Запорожцев Магомету IV-му:

«Запорожские казаки турецкому султану!

Ты — шайтан турецкий чёрт, проклятого чёрта брат и товарищ, и самого Люцифера секретарь! Какой же ты к чёрту рыцарь, когда голою *цензура*, ежа не убьёшь? Чёрт *цензура*, а твоё войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сыновей христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, ** твою мать.

Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Великого и Малого Египта свинопас, Армянский свин, Подолянская злодеюка, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, и всего света и подсвета шут, а для нашего Бога — дурак, самого аспида внук и нашего *цензура*, крюк. Свинячья морда, лошадиная *цензура*, мясника собака, некрещёный лоб, мать твою **!

Вот так тебе запорожцы ответили, никчёмный! Не годен ты и свиней христианских пасти! Числа не знаем, ибо календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, и за это целуй в *цензура*, нас!»

Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем войском Запорожским

Дорогие читатели,

вволю посмеявшись над ответом запорожцев турецкому султану, мы переадресуем их коллективное письмо злокозненному коронавирусу,

чтобы он убирался поскорей от нас, потому что, как написали запорожцы:

«…твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой…»!

Будьте здоровы! С Новым Годом!

Елена Серебренникова, методист МВЦ

Дорогие друзья! Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями.