Найти в Дзене

Уникальность визуального стиля мультфильмов "Монстры на Каникулах"

Визуальная сторона «Отеля Трансильвания» обязана творческому видению режиссера Геннди Тартаковского, а если быть точней его прошлым двухмерным работам на ТВ. Да, «Отель Трансильвания» для Тартаковского стал двойным «дебютом» - это не просто его первый полнометражный мультфильм, но и его первый трехмерный анимационный фильм с использованием CG, однако до этого он срежиссировал и спродюсировал несколько авторских 2D-анимационных сериалов: «Самурай Джек», «Звездные Войны: Войны клонов», «Лаборатория Декстера» и др. В отличие от натурализма присущего Disney и Pixar, работы Тартаковского отличаются плоским угловатым стилем и резкими преувеличенными движениями. Персонажи у Геннди, как правило, занимают чрезвычайно динамичные позы и быстро переходят из одной в другую, что иногда роднит его мультфильмы с аниме. Эта легкая прелюдия с ознакомлением визуального стиля ранних работ Тартаковского важно для понимания его подхода к трехмерной анимации.

"Самурай Джек" как пример работы Тартаковского в двухмерной анимации
"Самурай Джек" как пример работы Тартаковского в двухмерной анимации

Тартаковский использовал свои способности в двухмерной анимации для создания уникального визуального языка в «Отеле Трансильвания». Сам режиссер сравнивал "Отель" со старыми мультфильмами Warner Bros., в частности, опираясь на работы аниматора Текса Эйвери. В наше время, люди отвыкли от подобных анимационных фильмов: в них много энергии, динамизма и сумасшедших визуальных изысков вроде выпученных глазных яблок (пример работы Эйвери на первом изображении в коллаже, который я коряво подготовил). Визуальные приемы из работ Эйвери, довольно сложно воплотить в 3D-анимации. Природа рисованной анимации позволяет аниматору поддерживать гибкость форм. Это не относится к трехмерной компьютерной анимации, у которой свои определенные элементы управления или «риг» для создания поз у марионетки (модели, очень грубо говоря). Это технологическое ограничение означало, что аниматорам приходилось ломать риги персонажей «Отеля Трансильвания», чтобы добиться форм, которых Тартаковский надеялся достичь.

Кадр из мультфильма "Друпи-Сыщик" Текса Эйвери
Кадр из мультфильма "Друпи-Сыщик" Текса Эйвери

Хотя Тартаковский не принимал участия в анимировании фильма, (это сделала команда 3D-аниматоров), его влияние чувствуется на протяжении всего фильма, т.к. он указывал на ошибки аниматоров на черновых сценах, рисуя поверх нужные формы и позы. Подобная постановка фильма привносит больше авторского, а значит и уникальных и новых идей, тем самым бросая вызов технологиям, которые делают эти идеи возможными.

Процесс анимации, где Тартаковский рисовал поверх черновых сцен
Процесс анимации, где Тартаковский рисовал поверх черновых сцен

Как мы узнали чуть выше, на стиль анимации Тартаковского повлияли классические мультфильмы Warner Bros. “Размытие движения» - это одна из техник, которую Геннди позаимствовал из тех времен. Этот прием представляет собой быстрый переход персонажа с помощью растягивания из одной позы в другую. Персонаж может быть очень сильно искажен до интересных форм во время подобного «размытия». Важно, что этот прием не работает если аниматоры не продумали хорошие позы для персонажей, а «Отель Трансильвания» демонстрирует гармоничное сочетание интересных поз и выразительных быстрых мазков, что можно увидеть ниже:

Кадры из "Монстров на Каникулах 2"
Кадры из "Монстров на Каникулах 2"

В финальной части смотрим наглядно на главное стилистическое отличие "Отеля" от, например, работ Disney - искажение и преувеличение поз героев.

Преувеличенный размер глаз и форма губ
Преувеличенный размер глаз и форма губ
Искаженная осанка
Искаженная осанка
Ну тут без комментариев, полное искажение и преувеличение формы и позы Дракулы
Ну тут без комментариев, полное искажение и преувеличение формы и позы Дракулы

Если посмотреть на "Храбрую сердцем" или даже "Ральфа", там все визуально привлекательно, ровно и динамично. Однако, по сравнению с "Отелем" они остаются очень стеснены физическими ограничениями тела. Даже в комические моменты, персонажи диснея не выходят за рамки физических ограничений , что видно на примере "Ральфа" ниже. У Тартаковского же, осанка преувеличена, глаза меняют форму, а Дракула может резко увеличиться в размерах, чтобы выплеснуть агрессию, вся эта мультяшность в лишний раз подчеркивает эмоциональное состояние героев.

Подобную сцену из "Ральфа" Тартаковский поставил бы совсем по-другому
Подобную сцену из "Ральфа" Тартаковский поставил бы совсем по-другому

Забавно, что сам Уолт Дисней считал преувеличенные формы и движения одним из фундаментальных принципов анимации, и по-своему придерживался его в своих ранних работах (создавал скорей карикатуру на реальность, не нарушая физики тела).

Если вам понравился этот текст, то подписывайтесь на мой канал в телеграме "Колонка Мистера Фокса", где я еще больше касаюсь самого красивого мошенничества в мире - кино.