Найти в Дзене

Молокане. Кто же они?

Очень часто в «Сборнике статистических сведений по Саратовской губернии: Балашовский уезд» встречается вероисповедание – молокане. Кто же такие молокане и откуда они появились?

Молокане – последователи одного из течений духовных христиан (духоборы). Согласно их учению они:

- признают поклонение Богу только «в духе и истине;

- не признают видимых икон и креста;

- не признают почитание святых;

- отрицают необходимость священнической иерархии, клира;

- не совершают крестного знамения;

- не носят нательного креста;

- считают греховным употребление в пищу свинины и спиртного, табакокурение и употребление наркотиков.

По их мнению, общаться с Богом человек может напрямую. Хотя в их поселениях есть молельные дома, где они собираются, слушают проповеди, поют псалмы и совершают некоторые свои обряды, например, крестины и свадьбы. Церковные праздники справляют избранно. Например, празднуют Пасху, а Рождество не признают. Молокане живут по своим правилам. Мирская жизнь так же объединяет их, как и духовная. Одеваются они единообразно. Женщины обязательно должны носить платки и длинные юбки. Мужчины не бреют бороды и надевают рубахи навыпуск. В поселениях строго соблюдают порядок и чтут традиции. Не отмечают дни рождения. Да и вообще, не любят развлечений. Однако свадьбы они празднуют широко, несколько дней. Это и неудивительно. Ведь у них не принято разводиться, а значит, подобное торжество бывает у каждого только раз в жизни.

Многие считают основоположником «молоканства» Семёна Матвеевича Уклеина (1727 - 1809 г.г.). Семён Уклеин, родился в селе Уварово Тамбовского в семье однодворца, а потом Борисоглебского уезда и работал портным,. Там он познакомился с духовным лидером духоборов Илларионом Побирохиным. Позже, вслед за Побирохиным, Уклеин переехал в село Горелое. Там он по-прежнему придерживался духоборческих взглядов. Некоторые исследователи утверждаютя, что Уклеин лишь притворялся ревностным духоборцем: единственной причиной его нахождения в их среде была дочь Побирохина, на которой Семён впоследствии женился. Позже Уклеин разошёлся во взглядов с Побирохиным. А в 1762 году в селе Рыбном Моршанского уезда Тамбовской губернии у моршанского купца Семёна Андреевича Швецова, Семён Уклеин начал с большим успехом формировать общины, группируя около себя помощников из лучших грамотеев того времени, которые и содействовали ему во всем.

-2

В 1765 году Тамбовская Духовная Консистория в своем донесении Священному Синоду в первый раз назвала молоканством учение Уклеина. По-видимому, «молокане» - это прозвище, которое дали им православные. Есть несколько теорий происхождения названия «молокане». Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами, за что их и прозвали молоканами. Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан. Имеет некоторое распространение версия, связанная с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока».

В созданных общинах Семён Уклеин ввел стройное библейское пение, для чего поставлены были с лучшими голосами певцы и певицы. Утвердив духовное богослужение, он решился заявить свое учение перед народом открыто. Окружённый своими учениками, он торжественно, с пением библейских псалмов вошел в город Тамбов для открытой проповеди духовного христианства. Но местная полиция схватила его и заключила в тюрьму, в которой он терпеливо оставался в продолжении одного года. Императрица Екатерина II, которой донесено было о таком поступке Уклеина, повелела: отдать его на увещание православного духовенства, а если ж не раскается в своих заблуждениях, передать суду. Не желая напрасно пропадать без пользы для своего учения, он притворно раскаялся и обратился в православного, исполнял все церковные уставы, и потому был выпущен из заключения.
после освобождения Уклеин удалился в село Рассказово Тамбовского уезда, продолжая свою проповедническую деятельность. Опасаясь преследования духовенства, он поручил ученикам своим поддерживать организованные общины духовных христиан в Тамбовской губернии, сам переехал в село Пески Новохоперского уезда Воронежской губернии. Распространив и здесь молоканство, он в семидесятых годах XVIII столетия поселился в селе Дурникино Балашавского уезда. Результатом его приезда был переход в молоканство более половины того селения со священником Саввою Ивановым во главе. В селе Дурникино Семён Матвеевич Уклеин приобрел для себя дом, обзавёлся хозяйством. Отсюда стал разъезжать по всей Саратовской губернии, проповедуя молоканство и устраивая общины. Наверное в это период и появились в большом количестве на территории Балашовского уезда Из Тамбовской губернии молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.

-3

В Российской империи молокане были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов императора Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу. У молокан утвердилась уверенность о существовании царского указа «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июня 1805 года. Основанием этой уверенности послужила хранящаяся у одного из молокан записка о походе к царю поверенных от молокан Журавцова, Мотылёва и Лосева, «государственном совете», который Александр I созвал для рассмотрения их прошения, и последующем царском указе.

-4

Если при правлении Александра I община находилась в милости у власти, то в царствование приходом Николая I начались гонения. Были введены запреты на молитвенные собрания молокан и проведение обрядов, воспрещалось нанимать их на работу. Несмотря на то что указом было запрещено выдавать паспорта, люди были всё же приписаны к месту проживания, и это затрудняло торговлю, поиск работы, хотя движение распространялось во всех губерниях центральной части России. В 1830 годах по указу Николая I для заселения молоканами и духоборами открываются закавказские провинции. Уходя из южной части России, они бросали дома и хозяйства. Расселяясь в Закавказье, молокане осваивали новые территории, среди которых была Мугань и Ставропольский край. Также большое количество молоканских семей были отосланы в украинские степи - по большей части в нынешнюю Запорожскую область, где молокане проживают по сей день. Они же были в числе первых переселенцев, прибывших в Амурскую область. В конце XIX века число молокан в России превышало 500 тысяч человек.

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать, поставьте лайк и подпишитесь.