В Замоскворечье, на одном из семи холмов, более пяти веков стоит Иоанно-Предтеченский монастырь, овеянный множеством легенд.
Царское богомолье
С момента основания обитель была связана с царским двором – недаром она называлась «ружным богомольем». Иван Грозный, Михаил, Алексей и Пётр Романовы вносили богатые пожертвования для расширения и восстановления монастырских строений после войн и разорений. В день Усекновения главы Иоанна Крестителя совершались традиционные «царские выходы».
Тюрьма для невольниц
Но не только для благих целей использовали монархи обитель – это место служило для заточения неугодных – здесь насильно постригли невестку Иоанна Васильевича Пелагею, сюда же заточили супругу царя Василия Шуйского.
В конце XVII – начале XVIII века в Иоанно-Предтеченском монастыре двадцать пять лет провела одна из самых загадочных насельниц – монахиня Досифея. По легенде она была дочерью царицы Елизаветы Петровны Романовой и графа Разумовского. Её детство и юность прошли в семье родственников отца Дараганов, и, возможно, из-за этого она получила фамилию Тараканова.
Почти до сорока лет женщина не помышляла об иноческой жизни, но императрица Екатерина II, руководствуясь соображениями государственной безопасности, велела доставить возможную претендентку на престол в обитель, и держать в строгой изоляции. Проведя долгие годы в посте и молитве, она обрела дар прозорливости. Память о старице в обители чтят и поныне, и сегодня стоит вопрос о канонизации праведной монахини Досифеи.
С Иоанно-Предтеченским монастырём связано имя ещё одной знаменитой узницы – Дарьи Николаевны Салтыковой. У себя в имении она замучила более сотни крепостных, за что по приказу императрицы была подвергнута гражданской казни, а после этого отправлена в монастырь. Здесь Салтычиха провела 34 года, и умерла в 1801 году, так и не раскаявшись.
В монастырь заключали и многих других женщин менее знатного происхождения, осуждённых как по уголовным, так и по политическим делам. Обычно их держали в специально отведённых для этого подвалах.
Разрушение и новый расцвет обители
Война 1812 года не пощадила обитель, монастырь упразднили, а сёстры были расселены. Только через шестьдесят лет стараниями митрополита Филарета (Дроздова) началось её возрождение. Замысел святителя весьма удачно был воплощён зодчим Михаилом Быковским.
Конец XIX– начало XX века стали временем расширения и расцвета монастыря: активно развивалась благотворительная деятельность, существовала больница для солдат и офицеров, пострадавших во время Русско-Турецкой войны. К 1917 году здесь было 77 монахинь и послушниц, ещё более 200 женщин и девушек находились на испытании, готовясь принять постриг.
Первый советский концлагерь
Революция 1917 года круто изменила жизнь обители. Во исполнение Декрета об отделении Церкви от государства было отнято всё имущество, но первые два года монахини её имели возможность участвовать в богослужениях.С 1920-х годов территорию занял исправительно-трудовой дом, ставший, по сути, первым концлагерем на 350 человек.
Все насельницы были арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан, из которой многие не вернулись.
В годы Великой Отечественной войны место тюрьмы занял мотострелковый полк НКВД, но после её окончания территория вновь стала тюрьмой. Для её нужд были перестроены многие здания, и облик обители сильно пострадал.
Возрождение обители началось с 1991 года, и сегодня здесь идёт полноценная богослужебная жизнь, совершаются монашеские постриги.