Найти в Дзене

Сериал Тьма | Dark. Кем я буду, когда вырасту

Сюжет пересказывать не буду, но если вы еще не смотрели сериал, но собираетесь, лучше сначала посмотрите.

Много можно говорить о фантастических, философских и религиозных контекстах «Тьмы», я же, как обычно, про метафоры и психологию.

Идея альтернативного «я» для кинематографа не нова, вспомним хотя бы «Эффект бабочки», «Роковую женщину». В персонологии альтернативное «я» – это мощнейший мотиватор к развитию личности. Человек меняется, когда смотрит в то, кем он станет в будущем, в зависимости от выбранного пути.

У героев «Тьмы», правда, никто не поинтересовался, хотят ли они мотивироваться подобным образом. Большинству из них неплохо жилось в своем уездном городе N(авторы фильма подчеркивают, что Винден – собирательный образ). Стабильная работа, которую дает работающая неподалеку АЭС, дивная природа, комфортное существование без лишних раздумий. Даже местная достопримечательность имеется – пещеры (нетрудно догадаться, что с них-то все и началось).

Без спроса и предупреждения, альтернативные «я» бесцеремонно вторгаются в привычную жизнь обитателей Виндена. Акт встречи героев с самими собой исполнен шикарно. Лица, ракурсы, саундтрек – все играет на то, чтобы максимально сконцентрировать глубину и подлинность момента самоосознания. Даже потерявшись в глубинах самости, однажды мы находим себя в пустоте собственного ума.

Но находим или создаем – вот вопрос, на котором заостряет внимание «Тьма».

Однозначного ответа не будет. Ни в фильме, ни в персонологии. Однако стоит задуматься, и что-то уже начинает меняться. Неуловимо, но существенно.

В последней серии мы видим, что в корне всего – индивидуальная травма и личностный раскол, отобразившийся на весь мир. Психотравму всегда описывают при помощи бинарности. Существует даже такой термин – расщепление. Личность утрачивает целостность, распадается на части, которые входят в конфликт. Затем с пострадавшей, травмированной частью «я», если ее не лечить, происходит нечто плохое. Искажение. Сбой. Раковая опухоль.

Возможно, в рамках фантастического контекста финал выглядит наивным, но психологически он достоверен. «Мост перекрыт, а отец тебя любит». Нужные слова в нужный момент. Психотерапия vs психотравма.

Метафорой патологических процессов травмированного «я» являются и болезнь Регины, и иррациональное зло, которое сопровождает действия героев, стремящихся вернуть изначальные ценности. Каждый из них, по-своему, действует из лучших побуждений, но в результате градус жестокости достигает того максимума, который мы как люди, в принципе, можем вообразить: родители убивают детей, дети – родителей.

Можно ли вернуть счастье путем новых страданий? С этим вопросом, наоборот, все однозначно. Ульрих не вернет Миккеля, Катарина не спасет Ульриха, Ханна не получит мужчину, Адам и Ева не остановят друг друга.

Что-то по-настоящему изменить можно лишь через самопожертвование. Но разве мы жертвуем чем-то по-настоящему, когда знаем истинную природу «я»?

Буддисты называли ее пустота. Христиане – свет. Тьма – тоже неплохое название.