Найти тему
zorkinadventures

Фотограф установил камеру в дупло пчел и увидел их опасное оружие, которое мало кто до него видел

Фото: Инго Арндт
Фото: Инго Арндт

Авторы National Geographic (я работаю в российском офисе) – самые, кажется, любознательные люди на планете. Например, Андрей Каменев, шеф-фотограф российского издания, даже у себя около дома возле подмосковного Реутова – прямо в парке умудряется снимать фильмы о жизни мышей. А его коллега из Германии, фотограф Инго Арндт сделал вот что: забрал из леса поваленный бук, в стволе которого было заброшенное дупло черного дятла — идеальный дом для медоносных пчел. Отпилив необходимую часть ствола, Инго распорядился, чтобы ее доставили к нему на участок. Он пристроил к 100-килограммовому бревну экран для скрытой съемки — комнатушку из фанеры со встроенной подсветкой и маленьким окошечком в задней стенке дупла, в которое можно было незаметно вставить макрообъектив. Затем взял матку из соседней колонии медоносных пчел и посадил ее в дупло. Оставалось скрыться за экраном и ждать, держа палец на кнопке спуска затвора.

Но не успела колония диких пчел сформироваться, как понесла первые потери.

Колония пострадала не от клещей варроа, пестицидов, синдрома разрушения колоний или многих других напастей, с которыми сталкиваются пчелы по всему миру, а от шершней – эти красноглазые гиганты очень опасны для маленькой мохнатой пчелки. Нападали шершни быстро – набрасывались на пчел в воздухе и улетали, прихватив пленников (несчастных в дальнейшем расчленяли и скармливали прожорливым личинкам).

Медоносная пчела не может противостоять шершню, если оказывается с ним один на один. Шершни достигают четырех сантиметров в длину и вооружены мощными жвалами, которыми разрывают на кусочки более мелких насекомых.

В первые несколько дней осады пчелы оказались беспомощны перед натиском агрессоров.

«Я подумал: если так пойдет и дальше, они уничтожат всю мою колонию», – рассказывал Инго Арндт.

Но спустя неделю пчелы начали укреплять свои позиции. Защитники стали собираться у входа в гнездо, формируя настоящий живой щит. Всякий раз, когда шершень подлетал близко, кто-нибудь из пчел-защитников нападал на захватчика и удерживал его. Через считаные секунды пчелы облепляли шершня и прижимали его к стенке гнезда.

Фото: Инго Арндт
Фото: Инго Арндт

Но самое интересное происходило внутри клубка. У медоносных пчел есть особенность: они могут настолько быстро работать мышцами крыльев, что их груди начинают выделять тепло. Если дюжина пчел одновременно активируют свои «двигатели», температура в клубке может подняться, причем весьма существенно.

Пчелы варили шершней заживо.

Когда шершень подлетает, пчелы нападают на него и облепляют, чтобы предотвратить побег. А затем начинают усиленно работать мышцами крыльев, чтобы сгенерировать тепло. Шершень умирает от перегрева. Фото: Инго Арндт
Когда шершень подлетает, пчелы нападают на него и облепляют, чтобы предотвратить побег. А затем начинают усиленно работать мышцами крыльев, чтобы сгенерировать тепло. Шершень умирает от перегрева. Фото: Инго Арндт

«На мой взгляд, это гениально», – делится Юрген Таутц, недавно вышедший на пенсию биолог, который в течение 25 лет исследовал пчел в Вюрцбургском университете им. Юлиуса и Максимилиана, которого Арндт привлек к сотрудничеству.

Фото: Инго Арндт
Фото: Инго Арндт

Тепловая ловушка – это мощное оружие, но ее применение может обернуться и «огнем по своим»: иногда пчелы, находящиеся в самом центре клубка, гибнут вместе с шершнем, жертвуя собой ради защиты колонии.

Тут другие гениальные фотографии Инго и рассказ про еще одно открытие, которое он сделал, установив камеру в пчелиное дупло.

В своем блоге Zorkinadventures собираю мужские истории и опыт, делаю интервью с лучшими в своем деле, устраиваю тесты нужных вещей и экипировки. А еще здесь – подробности деятельности редакции National Geographic Россия, где я работаю.