Аннотация:
Землю захватывает космическая Империя. Пропадают правительства, армии и целые города, людям обещано счастье, здоровье и жизнь, лишённая всех проблем. Оказавшийся в чужой стране и неверящий пришельцам диверсант Сергей ищет дорогу домой, сестру и способ, как убить бессмертных агрессоров. Императорский экзекутор - женщина-метаморф, существующая как живая функция власти, находит своё имя, но теряет смысл жизни.
В произведении нет любовной линии, но есть сцены с натурализмом.
История — психологический триллер-обыгрыш понятий «хороший ребенок-хорошая жена-правильный патриот» в тоталитаризме при утопической меритократии, продвинутых биотехнологиях и бессмертии для избранных.
Жанр: биопанк, социально-психологическая фантастика с элементами эротики и ужаса
Дисклеймер:
Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также спойлеры!
"Смерть экзекутора" является прямым продолжением "Рождения", но имеет значительные отличия, которые, по-моему, только на пользу циклу.
Во-первых, это несколько точек зрения на конфликт. Конечно, в "Рождении" было повествование от лица императора, но в основном только Крошка, Крошка, Крошка (тупой несчастный Стивик).
Во-вторых, здесь меньше издеваются над привычной для читателя моралью.
В-третьих, мало императора. А все мы знаем, что императора надо убить, причем очень жестоко. (В идеале Крисом, он-то знает толк в извращениях, хе-хе.)
Ну а теперь обо всем подробнее.
В самом начале романа мы видим экспансию империи Джи на Землю ("Сэмля" - вот жеж гады, извратили-то как!) И тут у нас идет первый конфликт - конфликт цивилизаций, который разрешается не в пользу землян. Ну, потому что технологии и все такое. Отчасти эта экспансия похожа на "Конец детства" Артура Кларка. Инопланетяне не торопятся захватывать, уводить несчастных землян в плен и даже не едят, а наоборот - несут мир и процветание, попутно примиряя, казалось бы, непримиримых и разрешают, казалось бы, неразрешимые конфликты на самой планете. Например, перенаселение, болезни и расовые нетерпимости.
Но не всем пришлись по вкусу "Лучи Добра и Любви" от ажилисс и Экзекутора. А все почему? А потому что их коммунизм неправильный! (Ленина у них нет, Ленона тоже, да и Сталина на них не хватает!). Вот ведь поразительно, что при таких развитых технологиях и медицине, они (ажилисс, Крошка и ко) собирались убить немощных и недееспособных. А ведь помимо этого есть еще мелочи, к которым можно и иногда даже нужно докопаться.
Но в целом - да, счастье всем. Не смотря на обиженных.
Понравилось на сей счет мнение старика Петровича:
— Зато «Голубые озёра» восстанавливают, — вступился Петрович. — Статуи на место ставят. Николай с женой в садовники записался. Квартплату отменили, автобусы задарма. Пользы от них много. Вон у Дашки-продавщицы сын без руки был, по дури станком оторвало, так вырастили ему руку. Антонина Пална ногу сломала — за один день вылечили. И зрение вылечили. Младенчики в роддоме только здоровые родятся.
— А ты и упал на колени? — ядовито бросил Сергей.
— Почему упал, хожу еще. Ответственный меня осмотрел, руками колено погладил, там внутри все передвинулось — больно было аж жуть, но теперь я и танцевать могу!
Петрович, кстати, один из самых колоритных персонажей романа. Он своим отношением к происходящему напомнил замечательную вещь братьев Стругацких "Второе нашествие марсиан".
И еще одна цитата с ним же, понравилась ибо:
- Артист ты, - неодобрительно забурчал Петрович. - Всё на публику: ворота выломал, свинарник тут развел. Ну какой ты "Святозар"? Колькой ты родился и есть. Коляшка.
Ладно, вернемся к нашим героям и конфликтам. И следующий конфликт - взаимоотношения.
Сергей (один из главных героев романа), похоронив мать, естественно хочет отомстить Экзекутору, из-за которой та погибла. Но он же, бедняжечка, не знает, что имеет дело с извращенцами пришибленной на всю голову Крошкой.
Вот тут немного вернемся в начало книги и посмотрим, чего же из себя представляет нынешняя Крошка.
А видим мы изломанного полностью Стивика-наркомана, который ко всему прочему надорвался на работе. Ну а вы думали легко на людей Лучи Добра и Любви насылать?
Стивик не только не чувствует раскаяния за смертоубийство энного количества землян, но еще боится наткнуться на следы своей жизни на Земле (а именно отсюда ребенка похитил наш добренький император Джи). Не задолго до масштабной работы на Сэмле Стивика отдали подарком Крису, который страсть как не любит экзекутора, и потому добренький сволота император разрешил Стиву забрать одного человека на Земле себе. И, после покушения Сергея на экзекутора, выбор на Сереженьку и падает.
Но не ждите здесь любви и примирения, даже хотя бы взаимопонимания не ждите. Ведь проблема и главный конфликт между двумя главными персонажами романа (Сергеем и Крошкой-Стивом-Хакисс-Элиз) даже не в том, что Сергей заведомо ненавидит экзекутора - убийцу матери. Проблема главным образом в том, что Крошка не может в нормальные человеческие отношения.
Стивик видит в Сергее игрушку, отбросив в сторону, что у него может быть свое мнение, моральные устои и прочие предпочтения. Крошка даже заботу о нем проявляет как о животном. "Ути-пути, котенька, вот тебе лоточек. Как не хочешь гадить в лоточек?" Привыкшая к насилию, Крошка начинает их "знакомство" с насилия. В основном с морального.
Очень весело потом было читать ее страдания по поводу, что Сирожа ее не любит. А ее запоздалое объяснение, что она дэ дэушка, уже ничего не спасает. Да и изначально не спасло бы.
Еще одно их главное отличие - семейные ценности. И это еще один конфликт.
Крошка не только не знает, что такое семья, но и испытывает раздражение, когда Вроаррист в начале романа выдает детям, что она таки их мама Ариша.
— Возьми меня с собой, — Ристел потерся щекой о плечо отца и обратился к Стиву. — Пожалуйста!— Нет, — Стив ужаснулся. Только полулегального потомка ему за границами Территорий и не хватало! — Это нельзя!
Другими словами, если в "Рождении" поднимаются вопросы воспитания и этики (в том числе злобных научных экспериментов), играются с моралью и тем, как сильно ее можно выкрутить, извратить, переврать, то в "Смерти" идет не сколько поверхностный конфликт цивилизаций (развитой и не очень), сколько глубинный человеческих отношений. Да, таким совершенно разным Сергею и Стиву очень сложно, почти невозможно понять друг друга, не только из-за принадлежности к разным мирам. И это непонимание, на мой взгляд, хорошо переносится на обыденную реальность. Ведь и нам, таким одинаковым, живущим зачастую не то, что на одном континенте, а даже в одной стране, легко ли понять друг друга? Риторический ли это вопрос?
В общем, если вы уже прочитали первый том, то смело читайте второй! Он, на мой нескромный взгляд, даже лучше!