Найти тему
diletant.media

Как снимали фильм «Морозко»

Режиссер Александр Роу занял свою нишу в советском кинематографе, став главным, без преувеличения, «сказочником» страны.

В 1938 году вышла киносказка «По щучьему веленью» на студии «Союздетфильм», которая стала кинодебютом Александра Роу в качестве главного режиссера. С тех пор этот жанр стал эталонным и обрел всенародное признание. В дальнейшем были выпущены такие замечательные картины, как «Кащей бессмертный», «Золотые рога», «Варвара-краса, длинная коса», «Огонь, вода и медные трубы» и многие другие сказки.

Роу был весьма требователен к актерам, скрупулезно подходил к декорациям и шумовым эффектам, был скуп на пояснения, чем вызывал недовольство у съемочной группы. Но несмотря на нестандартные методы, режиссер оставался предан одним и тем же актерам и в последующих фильмах доверял роли только своим. Некоторым актерам, например, Георгию Милляру, приходилось сниматься сразу в нескольких ролях, а его образ Бабы-яги стал одним из самых запоминающихся. Он был главным актером Роу, таким же немногословным, но преданным делу мастером.

Кадр из фильма. Источник: pinterest.com
Кадр из фильма. Источник: pinterest.com

Гротескные сказочные персонажи Роу органично вписываются в красочные и масштабные декорации, созданные им вместе с талантливыми сценаристами, знатоками русского фольклора — Николаем Эрдманом и Михаилом Вольпиным. Это они помогали создавать литературную основу к фильмам Роу и наделять их мистическим, исконно русским колоритом.

От сказки к сказке технический уровень картин улучшался — Александр Роу много экспериментировал со светом, костюмами, комбинированными декорациями (естественные живописные планы сменялись театрализованными декорациями). «Морозко» вобрал в себя лучшие технические наработки режиссера за долгие годы работы в кино. Многие элементы декораций были оснащены самыми современными на тот момент сценическими механизмами, отчего на экранах «оживала» избушка на курьих ножках, а пушистые ели покрывались снежной шубкой с помощью волшебного посоха «Морозко».

Александр Роу на съемках фильма. Источник: pinterest.com
Александр Роу на съемках фильма. Источник: pinterest.com

Стоит немного рассказать о местах, которые были выбраны для съемок. Фильм создавался в живописнейших уголках страны: летние сцены снимались под Звенигородом, а зимние — на Кольском полуострове.

Мало кто знает, что есть две версии этой русской сказки. Первый вариант «Морозко» появился еще в 1924 году. Этот фильм делали на новой дорогостоящей зарубежной аппаратуре, и многое во время съемок было в диковинку. Тем не менее, картина получилась удачной — благодаря красивым, сказочным и подлинно кинематографическим декорациям, а также блестящему актерскому составу. Исполнители следующего «Морозко» нам известны куда более: Александр Хвыля, Наталья Седых, Эдуард Изотов, Георгий Милляр, Инна Чурикова, Анастасия Зуева и многие другие прославленные актеры. Инна Чурикова, будучи еще студенткой Щепкинского театрального училища, попала на пробы случайно.

Кадр из фильма. Источник: pinterest.com
Кадр из фильма. Источник: pinterest.com

Фильм в 1965 году получил главный приз Венецианского кинофестиваля в программе детских и юношеских фильмов. Роу был особенно горд за эту награду, которая стала для него символом международного признания. В залах Дворца кино полторы тысячи итальянских детей весело аплодировали советской сказке, а потом после просмотра азартно разыгрывали сценки, забавно копируя русскую Бабу-ягу. Еще на показ пришли русские эмигранты, многие из них плакали и кричали: «Спасибо за белые березки. Спасибо за русский рассвет».

Кадр из фильма. Источник: pinterest.com
Кадр из фильма. Источник: pinterest.com

«Морозко» — это, прежде всего, собирательный образ различных народных сказок, кто-то даже находит ее схожей со сказкой братьев Гримм «Госпожа метелица». «Морозко» — это квинтэссенция всего русского, мистического и загадочного.

Подробнее