Эндрю Рорк Гетти – одна из самых неординарных личностей в кинопроизводстве. Внук нефтяного магната, бизнесмен и филантроп, в 2002 году он загорелся идеей самостоятельно снять фильм ужасов на основе собственных сновидений.
Мысль, засевшая в голове наследника нефтяной империи, в результате вылилась в долгие и сложные съемки, мучительный многолетний монтаж и долгожданный выпуск картины, уже после смерти самого Гетти.
Обычно подобное сумасбродство редко приводит к созданию хорошей картины, разве что получается нечто нелепое или забавное - можно вспомнить хотя бы знаменитую "Комнату" Томми Вайсо. Но здесь ситуация была иная: Эндрю Гетти подошёл к делу с настоящим фанатизмом, годами шлифуя свою работу. Являясь основным инвестором проекта, он контролировал буквально каждый аспект создания фильма, что не могло не вылиться в многочисленные скандалы с актёрами и постоянные перерывы в съёмках.
Деннис, главный герой истории, живёт со своим старшим братом в большом особняке, доставшемся им от умерших родителей. Молодой человек с сильными психическими отклонениями страдает от постоянных ночных кошмаров, с трудом отделяя сон от яви.
Его галлюцинации достигают апогея, когда брат приносит в его комнату большое фамильное зеркало. Деннис видит в нем не отражение, а скорее свою копию, которая обещает избавить его от постоянных кошмаров. Существо по ту сторону зеркала также предлагает герою избавиться и от всех его отклонений, стать "нормальным человеком". Для этого Деннису придётся лишить кого-то жизни. "Почувствовать, что это абсолютно нормально и самому стать нормальным" - так объясняет это загадочный двойник героя.
Режиссёр и сценарист Эндрю Гетти, к тому времени уже крепко сидевший на разнообразных наркотиках, старался досконально передать зрителю ощущения от своих детских ночных кошмаров. Отчасти поэтому фильм получился таким неординарным: сочетание детских воспоминаний Уильяма и его тяжёлое состояние во время работы над картиной придали хоррору яркий психоделический оттенок.
Наблюдать подобные моменты можно не только во время кошмаров героя, но и во всем остальном, что окружает его в обычной жизни. Например, странная обстановка его комнаты с тем самым зеркалом, которое, кажется, просто не должно там стоять по логике вещей. Иногда Гетти добивается такого эффекта самой съемкой: так, снятая сверху лестница между этажами в особняке выглядит как бесконечная спираль, по которой двигаются герои. Даже ресторан, в который приходят Деннис с братом производит странное, отталкивающее впечатление стоящими на сцене куклами-марионетками, изображающими концерт.
Тема тяжёлой зависимости (очень близкая режиссёру), когда человек совершает какой-то поступок, но в то же время остаётся беспомощным как марионетка, является одной из центральных в картине режиссёра. Он задаётся вопросом: кто или что делает из человека настоящего зверя и заставляет его убивать до тех пор, пока его не остановят? В стремлении ответить на этот вопрос Гетти черпал вдохновение в истории серийного убийцы Дэвида Берковица.
Удивительно, но даже объективные недостатки фильма смотрятся здесь абсолютно уместными. Будь это странные и несколько топорные диалоги или общие технические неровности картины - они идеально вписываются в фильм и только усиливают ощущение нереальности происходящего. Зритель как будто действительно наблюдает за одним большим кошмаром, происходящим в голове у героя.
А вот визуальные эффекты здесь смотрятся действительно интересно - оно и понятно, ведь на них было потрачено огромное количество времени и немалые средства. Все сцены уже были давно сняты и оставалось только смонтировать картину, но Гетти с упорством безумца продолжал шлифовать эффекты вплоть до своей кончины - финальную сборку фильма делал уже монтажер Майкл Лусери. И вот в 2017 году фильм, наконец, вышел - спустя 15 лет с момента начала съёмок.
Эндрю Гетти, безусловно, вложил огромные силы и средства в дело всей своей жизни, с ответственностью подошёл к работе и действительно сделал продукт "с душой". Может быть он и не попал в число выдающихся хоррор-режиссеров, но свой след в истории фильмов ужасов (пусть даже не столько самой картиной, сколько обстоятельствами ее создания) Гетти, определенно, оставил.