Найти тему
2,2K подписчиков

Братские республики. Русское иго. Узбекистан. Часть III.

4,5K прочитали
изображение с ресурса яндекс
изображение с ресурса яндекс

Как уже говорилось выше у народов, населявших территории, образовавшие позже советский Узбекистан, не было никакого чувства единого народа. Например, хорезмийцы выделяют себя из узбеков. Ученые говорят о том, что хорезмийцы являются далекими предками узбеков. Но язык их принадлежит иранской языковой семье и был вытеснен тюркским. Не объединяла их и местная элита, или вернее элиты, так как во главе ханств стояли люди, представлявшие разные роды или кланы. Единственное, что более-менее объединяло людей – была религия – ислам. Но практически все религиозные деятели были либо персы и арабы по происхождению, либо, если и были выходцы из местных, то языком их все равно были арабский или фарси. Да и Коран то ведь написан на арабском. Все обучение в медресе происходило на арабском, так что очень далеки они все были от простого народа. Приход к власти большевиков все перевернул. Если до революции бедному дехканину не было никакого пути из своего уровня наверх, то после 17 года огромные возможности появились у всех без исключения. Главное – захотеть. Яркий тому пример – бессменный на протяжении многих лет глава Узбекской ССР Шараф Рашидов. Родители Рашидова были людьми из самых низов. Его отец – Рашид Рашидов – до революции был бедным дехканином, который с утра до ночи гнул спину на баев, зарабатывая скудные гроши на пропитание своей семьи. После революции он сумел заметно улучшить свое материальное положение, устроившись на работу в милицию.

Однако и после революции в среднеазиатских республиках сохранился принцип формирования политических элит на основе клановости. Революционеры слишком спешили установить новый порядок, не учитывали менталитет населения, местные особенности, в результате получили басмачество, в котором участвовало (или искренне поддерживало это движение) не так уж мало народу, как это нам говорили на уроках истории. Большевики быстро уяснили, что «Восток - дело тонкое» и стали строить свою политику в Средней Азии исходя из местных реалий. И в формировании тамошних политических элит стали опираться на те кланы, которые играли ключевые роли в данных регионах. В Узбекистане власть между собой делили выдвиженцы четырех кланов: самаркандского (самаркандско-бухарского), ферганского, ташкентского и кашкадарьинского.

Наибольшее влияние, как при царском режиме, так и в первые годы советской власти, имел самаркандско-бухарский клан. Самым ярким представителем бухарского клана был в то время Файзулла Ходжаев, который, несмотря на то, что был сыном бухарского купца-миллионера, на протяжении 12 лет (1925–1937) являлся председателем Совнаркома Узбекской ССР. Правда, 1-м секретарем компартии Узбекистана был «варяг» – русский В. Иванов, что вытекало из политики Москвы, которая основывалась на превалирующей роли Центра в управлении окраинами.

СССР создавался на добровольной основе, поскольку республиканские элиты (в том числе и среднеазиатские) приняли тот проект объединения, который им предложила Москва. Подтвердилось то, о чем заявлялось руководством ЦК РКП(б) еще на XII съезде партии: «На наш Союз Республик Восток смотрит как на опытный полигон. Либо мы в рамках этого Союза правильно решим национальный вопрос в его практическом преломлении и тогда весь Восток увидит, что в лице нашей федерации он имеет знамя освобождения, имеет передовой отряд, по стопам которого он должен идти, и это будет началом краха мирового империализма. Либо мы здесь допустим ошибку, подорвем доверие ранее угнетенных народов, отнимем у Союза Республик притягательную силу в глазах Востока, которую он имеет, и тогда выиграет империализм, проиграем мы».

Так что тут все было по честному. Большевики сделали ставку на те элиты, которые были им лояльны и помогли им утвердиться у власти. В свою очередь элиты, имея целью утвердиться у власти, поддержали большевиков. Добровольно и при обоюдном согласии.

Да, конечно, при утверждении своей власти большевики наделали много ошибок, было много перегибов, жестокости, но главное – результат. Было в короткий срок построено новое государство. Все народы получили одинаковые права и возможности, что в корне отличалось от существовавшей практики колонизации земель просвещенными европейцами. Если на колонизуемых землях аборигены безжалостно уничтожались (кроме тех, где население было слишком огромно, как в Индии, например) и представители местного населения не допускались к административному управлению, то при советах все было не так. Как пишет Кара-Мурза: «Экономическое и культурное развитие «национальных» регионов страны было тесно взаимосвязано. В это непросто поверить, но во время первых пятилеток в СССР строились десятки городов ежегодно. Города становились индустриальными и культурными центрами, в которых основывались национальные школы, киностудии, Академии наук. Быстрыми темпами создавалась «национальная» культурная и политическая элита, и каждому человеку был доступен широкий выбор путей в жизни, независимо от его национальности. Шансов стать космонавтом, руководителем крупного предприятия или популярным писателем было поровну у выходца из Ленинграда, из-за Уральских гор и из казахстанских степей…»

И так было до самого уничтожения Союза. Общаясь с согражданами, отличавшимися от нас цветом кожи, разрезом глаз у нас даже мысли не возникало поинтересоваться к какой национальности он принадлежит. В этом просто не было необходимости. И национальность прояснялась позже, зачастую случайно. Однако при позднем СССР начались процессы искусственного подъема «национального самосознания» по всему Союзу, которые и сыграли свою негативную роль в дальнейшем разрушении страны.

Маленькое отступление. К началу 80-х годов прошлого века, такие меры доходили до абсурда. Начали устанавливать национальные квоты для абитуриентов в высшие учебные заведения. При этом абсолютно упускалось из виду то, что отдавая приоритет местным кадрам, фактически ущемлялись интересы других национальностей, в первую очередь русского, что шло в разрез с идеей всеобщего равенства. Самый яркий пример: муж русский, жена удмуртка. В семье родились две дочери двойняшки. Одну при рождении зарегистрировали как удмуртку, другую как русскую. Целых 17 лет, хотя это и было странно, что две родные сестры разной национальности, на это не обращалось никакого внимания. Но вот пришла им пора поступать в Удмуртский государственный университет. И одна сестра набрала больше баллов чем другая. Как вы думаете - кто прошел по конкурсу? Та, которая набрала больше баллов? А вот и нет. Поступила сестра, у которой в паспорте была указана национальность – удмуртка. Хотя баллов она набрала меньше чем русская. Разве это не национализм? Разве это не дискриминация по национальному признаку? Она самая. Но так и было. Особенно сильно было в Татарии. И чрезвычайно сильно в республиках Средней Азии.

Что является наиболее сильным фактором, объединяющим народ? Язык. Не случайно, что именно дискриминация русского языка стала приоритетным направлением внутренней политики Украины, прибалтов, а также других бывших республик Союза. В Узбекистане к тому времени не было своей письменности, пользовались арабской вязью, тоже письмо завоевателей, и она была создана большевиками на основе кириллицы. Обвиняя русских в деспотизме и угнетении нации, чтобы порвать всякую связь с Россией, власти Узбекистана перевели свой алфавит на латиницу. Но почему не вернулись к арабской вязи или не придумали своё? Зачем латиницу?

Девочки и женщины Туркестана получили возможность учиться лишь после 1917 года. На Съезде Советов Узбекской ССР в 1935 году, перед Совнаркомом республики поставлена задача - разработать план охвата обязательным семилетним обучением всех детей от 8 до 15 лет. На нужды народного образования были выделены огромные средства – 1162,5 млн. рублей против 395,5 млн. в годы первой пятилетки (1929–1934). В итоге этой программы за годы второй пятилетки в Узбекистане было построено 539 школ на 35 тысяч мест. При этом замечу, что средства эти были выделены не из бюджета Узбекистана. Таких средств там просто не было. Это союзные средства. Кто-нибудь помнит, чтобы англо-саксы, французы и прочие колонизаторы заморачивались бы тем, чтобы развивать образование среди аборигенов? Всяких там индейцев, негров и бушменов? Да еще тратить на это средства из бюджета метрополии? Я не слышал такой пословицы – хороший негр – грамотный негр. Но слышал, что хороший индеец – это мертвый индеец.

Да, коллективизация и индустриализация проходила порой очень жестокими методами. Неграмотные дехкане не понимали необходимости ускоренного развития промышленности и яростно сопротивлялись. Национальные интересы если и интересовали Москву, то лишь когда они совпадали с ее интересами. Но другого пути не было. Если бы республики Средней Азии попали в сферу влияния западных держав, вряд ли они стали бы индустриальными государствами. Скорее всего, они были бы обречены стать сырьевыми базами развитых капиталистических государств. Как страны Африки, обладающие гигантскими природными ресурсами, но не имеющими с этого абсолютно никакого навара. Ну, или как Россия наших дней.

Продолжение следует.

предыдущие части: часть 1; часть 2

комментируйте, возражайте, высказывайте свое мнение. каждое мнение по своему интересно.