Лет 15-20 назад, в одно американском фантастическом фильме про подводных чудовищ и монстров встретился такой сюжет. На просторах океана американскими моряками был случайно найден дрейфующий советский научно-исследовательский корабль без экипажа. Американцы не упустили случая захватить этот дорогостоящий трофей, но потом появились глубоководные монстры и все кончилось плохо. Но суть не в этом, главное, о чем я хочу сказать, прежде чем перейти к интересной теме - концовка фильма. Как оказалось, советское судно было не просто научно-исследовательским, но на его борту были размещены ракеты (не баллистические, больше похожие на противокорабельные) в наклонных пусковых установках, именно на этих ракетах в итоге несколько выживших героев фильма и спасаются от монстров, между делом уничтожив их.
Не буду оценивать достоинства фильма, кто хочет - сможет его найти, посмотреть и оценить, но помню, что тогда удивила эта выдумка голливудских режиссеров и сценаристов, которые решили "воткнуть" в советское гражданское судно ракеты - эдакий "Корморан" на черный день, ))). Но удивило не сильно - все таки "холодная война" давала о себе знать, чего не напридумываешь про вероятного противника. Однако чуть позже повстречался материал, который показал, что это были не совсем бредовые идеи, а вполне себе практические решения, причем и со стороны СССР, и со стороны США. Причем, инициаторами были именно США, хотя казалось бы куда им - и так на тот момент по количеству ракет и ядерных зарядов они превосходили всех на Земле. А было это так, если вкратце.
К середине 1960-х годов США активно развертывали свою морскую составляющую ядерной триады, создавая стратегическую ракетно-ядерную систему. В начале 1963 г. США имели уже десять ПЛАРБ, каждая из которых несла 16 баллистических ракет (БР) с подводным стартом – «Поларис» A-1 и А-2 с дальностью действия 2200 и 2800 км соответственно. По планам США планировалось построить 45 таких подводных ракетоносцев, причем начиная с 11-го корабля они должны были вооружаться БР «Поларис» А-3 с дальностью 4600 км. Европейские союзники США (Франция, Великобритания) тоже не отставали и наметили строительство своих ПЛАРБ.
Но этого американским стратегам показалось маловато, поэтому в конце 1962 г. США выступили с инициативой создания в рамках так называемых многосторонних ядерных сил (МЯС) НАТО 25 надводных кораблей-ракетоносцев с восемью БР «Поларис» A-3 на каждом (плюс 200 ракет!). Постройка этих кораблей должна была финансироваться США, Великобританией, ФРГ, Италией, Голландией, Бельгией, Турцией и Грецией, а их экипажи предполагалось формировать из представителей восьми перечисленных стран – членов НАТО. Программу планировалось реализовать в течение десяти лет, причем считалось, что головной корабль может вступить в строй через 3,5 года после выдачи заказа на его постройку, которую предполагалось осуществить в ФРГ и других странах НАТО. Казалось бы это была бы постройка еще двух десятков боевых кораблей, только и всего.
Для справки: Для проработки подобных решений было принято решение об установке на итальянском легком КР «Джузеппе Гарибальди" четырех пусковых шахт для БР «Поларис». Это было реализовано в конце 1962 года во время пребывания корабля в США. Затем выполнили несколько запусков учебных модификаций БР, но видимо разум восторжествовал, и боевыми ракетами корабль так и не оснащался. Может просто решили не доверять итальянцам ядерное оружие?
Но все оказалось гораздо любопытнее, корабли-ракетоносцы предлагалось создавать на базе быстроходных (20 уз.) американских транспортов типа «Маринер», водоизмещением около 18000 т. (примерно как "Дредноуты" будут). По своему внешнему виду они не должны были отличаться от обычных коммерческих судов. Как отмечал А.М.Васильев в своей статье еще в 1997 году: "... Западные военные специалисты полагали, что подобные ракетоносцы, находящиеся на боевом патрулировании в зонах интенсивного судоходства (восточная Атлантика, Средиземное море), будут обладать достаточной скрытностью, так как их обнаружение и распознавание среди почти трех тысяч других судов, ежедневно находящихся в тех же районах, станет для вероятного противника трудноразрешимой задачей".
Интересно, что когда эти новости просочились в печать, но в СССР такие корабли были объявлены «пиратскими», хотя иностранная пресса сообщала, что они будут нести специальный военно-морской флаг МЯС НАТО.
В тоже время, такое решение по созданию целой группировки надводных ракетоносцев МЯС НАТО вызвали серьезную озабоченность руководства СССР (и наверное, вполне обоснованно), поскольку их реализация могла существенно увеличить имевшееся в то время серьезное отставание Советского Союза от США по количеству развернутых БР наземного и морского базирования. На начало 1963 года СССР имел 29 ДЭПЛ и 8 АПЛ, на которых размещалось 104 баллистические ракеты. При этом наши лодки были «малоракетными», а их БР – сравнительно «короткобойными», к тому же в отличие от американских все наши ракеты имели тогда надводный старт.
Для справки: Пять ПЛ пр.АВ-611 и одна пр.ПВ-611 несли по две ракеты Р-11ФМ (150 км), а 22 ДЭПЛ пр.629 и восемь атомных пр.658 – по три Р-13 комплекса Д-2 (дальность – до 700 км). Предназначенный для замены Д-2 на существующих ПЛ новый комплекс Д-4 с ракетами Р-21 подводного старта (дальность полета 1400 км), в то время имелся лишь на одной ПЛ пр.629-Б, где были установлены ПУ для двух БР.
Новые атомные ПЛ пр.667-А (16 ракет Р-27 комплекса Д-5 с подводным стартом и дальностью 2400 км) еще только разрабатывались, а строить «малоракетные» ПЛ пр.629 и 658 было нецелесообразно, в пополнении флота лодками с БР в середине 60-х годов наступила почти пятилетняя пауза – первые корабли пр.667-А были сданы лишь в 1967 г. Это не значит, что работы по совершенствованию ядерных сил не велись: шло перевооружение существующих ракетных ПЛ комплексом Д-4, развертывалась разработка ракетного комплекса Д-9 с межконтинентальной дальностью стрельбы и проектирование его носителя – атомной ПЛ пр.667-Б с 12 БР. Велись и другие работы.
Например, в 1964 году были выполнены предэскизные проекты под номерами 602 и 602А: размещение МБР УР-100М (комплекс Д-8) на погружающейся ПУ в виде вертикального цилиндра с расположенными вокруг него восемью стартовыми шахтами, а также на ДЭПЛ (тоже с восемью шахтами). Первые из них предназначались для размещения во внутренних водных бассейнах и в прибрежных морях, а вторые – только в последних. Дальнейшего развития эти работы не получили.
Рассматривались и варианты размещения МБР УР-100М, а также комплекса Д-9 на надводных носителях, дислоцирующихся не только на открытых морях, но и на внутренних водных путях и водоемах. Поскольку основным фактором, обуславливающим повышение боевой устойчивости надводных кораблей с МБР по сравнению с сухопутными стартами, считалась сложность их распознавания из космоса, предпочтение отдали вариантам, имитирующим обычные плавсредства гражданского назначения.
Единственным существенным и неоспоримым преимуществом надводного ракетоносца перед подводным считалось более надежная система командной радиосвязи, что обеспечивало ему высокую готовность к пуску ракет. Кроме того предполагалось, что надводные ракетоносцы, в отличие от подводных, смогут строиться практически на любом из судостроительных заводов страны, в связи с чем их постройка в дополнение к ракетным ПЛ обеспечит быстрейшее наращивание ракетно-ядерного потенциала, размещаемого на подвижных носителях.
То есть для повышения защищенности ракетоносца предполагалось не "прятать" его на большую глубину, а маскировать среди сотен подобных объектов. Анализ возможных районов использования надводных ракетоносцев, замаскированных под гражданские суда, показал, что наиболее пригодными для этого являются акватории, прилегающие к нашей территории на северо-западе и северо-востоке (Баренцево, Белое и Охотское моря), откуда корабли с межконтинентальными БР могут держать под прицелом объекты на большей части (около 90%) территории США. Поскольку в этих акваториях постоянно находилось около пятисот плавсредств различного назначения, выявление из них носителей БР, действующих под военно-морским флагом, но идентичных по своему внешнему виду наиболее характерным для данных районов гражданским судам, представлялось для вероятного противника достаточно сложной задачей. Поэтому наиболее предпочтительным явился вариант создания таких кораблей на базе транспортных судов ледового плавания пр.550 (типа «Амгуэма»), серийно строившихся в то время в Комсомольске-на-Амуре и в Херсоне.
Эти суда дедвейтом 8700 т имели ледокольную форму корпуса, гребной винт со съемными лопастями и дизель-электрическую энергетическую установку, что позволяло им самостоятельно работать на трассе Северного морского пути.
Первоначально в качестве основного рассматривался вариант размещения на корабле ракет УР-100М комплекса Д-8. Однако наиболее пригодными для использования с надводных кораблей были признаны ракеты Р-29 комплекса Д-9, которые имели полностью автономную систему управления, тогда как УР-100 наводились на активном участке с помощью радиокоррекции и поэтому могли использоваться только из районов, оснащенных наземными пунктами радиоуправления (РУП). Это ставило эффективность такой системы в зависимость от надежности и живучести РУП и могло облегчить противнику идентификацию надводного ракетоносца по факту нахождения его в зоне, обслуживаемой РУП. Кроме того, ракета Р-29 была легче УР-100 (37 т против 44 т) и имела существенно меньшие габариты (длина пусковой шахты – 14 м, диаметр – 2,1 м против 20,5 и 2,8 м), что облегчало ее размещение и маскировку на кораблях.
Эскизный пр.909 корабля-носителя комплекса ракетного оружия Д-9 на базе судна пр.550 разрабатывался ЦКБ-17 на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 августа 1964 года. Приказом ГКС от 27 февраля 1965 года проекту было присвоено условное наименование «Скорпион».
В соответствии с ТТЗ на корабле должен был устанавливаться комплекс ракетного оружия Д-9, обеспечивающий запуск БР Р-29 из районов 35-75 град. СШ, при температуре воздуха от -30 до +50 град.С, скорости ветра до 25 м/с, бортовой качке с амплитудой до 10 град, и килевой – до 4 град.
В комплекс входили следующие основные элементы: восемь БР Р-29, хранящиеся полностью снаряженными и заправленными компонентами топлива в унифицированных с ПЛ пр.701 и пр.667-Б вертикальных шахтах на пусковых установках 4С-75 (предусматривалась возможность нахождения БР на корабле в течение 6 месяцев) и пятиминутной готовности к старту (погрузка БР на корабль обеспечивалась базовыми средствами); испытательно-пусковое электрооборудование системы управления РО; система документирования; система телеметрического контроля; система оптико-электронного контроля привязки ракетного и навигационного комплексов к базовым плоскостям корабля. Для обеспечения работы комплекса РО на корабле предусматривались: навигационный комплекс, способный определять место корабля с точностью до 3 км и направление с точностью 0,5 град.; корабельный вычислительный комплекс; система единого времени. Комплекс РО обслуживался рядом специальных корабельных систем, в том числе: системой вентиляции и обеспечения микроклимата в пусковых шахтах; системой охлаждения приборных отсеков БР; системой контроля концентрации паров компонентов топлива в шахтах; системой аварийного слива окислителя из баков БР за борт и горючего в шахту; системой нейтрализации остатков компонентов топлива в шахтах и др.
Для автоматизированного приема от береговых ФКП сигнала об объявлении боевой готовности № 1, команд на использование ракетного оружия и на снятие блокировки несанкционированного старта ракет, передачи подтверждения о получении команд и их исполнении предусматривалась система командной радиосвязи с двух-трехкратным резервированием аппаратуры, обеспечивающая круглосуточный прием сигналов в виде цифрового кода с высокой степенью достоверности и надежности (0.99) при одновременно действующих 2х СВ и 3х КВ каналах.
Помимо этого для приема приказаний, донесений, информации об обстановке, а также для поддержания двухсторонней связи с береговыми КП, взаимодействующими кораблями и авиацией, корабль оснащался двумя комплектами радиопередатчиков и четырьмя – р/приемников, тремя радиостанциями, а также специальной аппаратурой.
Радиолокационные средства включали две навигационных РЛС «Волга» и систему госопознавания «Хром-КМ». Предусматривалась также инфракрасная аппаратура обеспечения совместного плавания «Огонь-50». Никаких средств самообороны на корабле не предусматривалось. Защита корабля принималась в объеме проекта мобилизационного оборудования судов пр.550 и включала помимо обычных мероприятий противоатомной защиты только размагничивающее устройство, а также бронирование ходовой рубки.
Постройка кораблей типа «Скорпион» планировалась на заводе № 199 в Комсомольске-на-Амуре. Причем предполагалось, что при условии завершения технических проектов в последнем квартале 1965 года головные корабли могли бы быть построены в 1968 году. Однако этого не случилось.
Но к особенностям кораблей данного проекта мы еще вернемся. Продолжение следует...
Источники:
1.Военно-технический альманах "Тайфун", №4/1997