Найти тему
Блог увлечённого фотографа

Почему коммерческие фотографы выбирают RAW, а не JPEG

Оглавление

Хочу обсудить с читателями такую важную составляющую коммерческой фотографии как правильный выбор формата записи изображений. Все мои последующие доводы прошу расценивать как предложение обсудить насущные проблемы, а не в качестве однозначной аргументацию «за» формат RAW.

Прежде всего, хотелось бы затронуть техническую часть вопроса. Напоминаю, что я – инженер по образованию и разбираюсь в технических вопросах очень хорошо. Описание данное мною ниже не претендует на всю полноту, но если Вам интересно знать подробно, то я рекомендую воспользоваться поиском.

На самом деле отличий между RAW и JPEG очень много. Одной из самых главных для меня остаётся большая разница в передаче цветов.

Начну с того, что JPEG – это 8-битный файл, который в силу своей разрядной ограниченности способен передавать лишь 256 цветов на каждый цветовой канал (красный, синий, зелёный). Возведя 256 в третью степень получим возможность JPEG передавать 16,7 миллионов цветов. Кажется, что это много, но давайте взглянем на RAW.

Большинство файлов RAW имеют 12 или 14-битную глубину. Возьмём по минимуму и сосчитаем что нам даст 12-битный файл. Получается, что на каждый цветовой канал возможна передача 4096 оттенков, а в совокупности получится 68,7 миллиардов цветов. Разница более, чем впечатляющая!

Искушённый читатель быстро смекнёт: человеческий глаз различает только 10 миллионов цветовых оттенков. Зачем нам почти 7 десятков миллиардов? Именно с этого вопроса и начинается раскрытие вопроса о трёх причинах почему коммерческие фотографы выбирают RAW.

Коммерческие фотографы выбирают только один формат – RAW. Фото автора
Коммерческие фотографы выбирают только один формат – RAW. Фото автора

✅ Причина №1 – Фотографу нужно работать с необработанной информацией во всей её полноте

JPEG не выдаёт графическую информацию без предварительной обработки. Иными словами любой файл в формате JPEG уже является обработанным.

Любое преобразование изображение влияет на структуру пикселя. Иногда он может изменятся до неузнаваемости. Это часто видно на изображении неба и его переходах у горизонта. Если файлы в формате RAW могут иметь несколько тысяч цветовых оттенков полутонов из которых складывается переход, то JPEG, как правило, насчитывает всего несколько десятков. Переходы на таком небе начинают быть видными невооружённым взглядом.

Это небо на файле JPEG  получилось довольно хорошо. Часть резких переходов скрыли облака. Если бы облаков не было, то мы могли бы видеть чёткие граница переходов от синего к голубому невооружённым взглядом. Фото автора
Это небо на файле JPEG получилось довольно хорошо. Часть резких переходов скрыли облака. Если бы облаков не было, то мы могли бы видеть чёткие граница переходов от синего к голубому невооружённым взглядом. Фото автора

Также необходимо помнить, что в файл RAW не записывается информация о балансе белого, поскольку необходимости в этом нет. Баланс белого в любом случае настраивается на этапе проявки (конвертации RAW в JPEG). В случае, если Вы работаете с JPEG-форматом и неправильно выставили баланс белого, то при дальнейшей обработке Вы на изменённый пиксель наложите ещё одно изменение регулировкой баланса белого, что может привести к слишком большим искажениям.

Если Вы не верите тому, что я написал выше, то попробуйте установить баланс белого вашей камеры на 7000 кельвин, а затем войдите в тёмную комнату и попробуйте что-нибудь сфотографировать под лампой накаливания. Вы увидите, что фотография получилась жёлто-бурой. Теперь перенесите файл изображения в программу-проявитель (Lightroom или One Capture Pro) и попробуйте изменить баланс белого на правильный. У Вас ничего не получится, потому что при записи фотографии в формат JPEG многие детали уже не сохранились из-за некорректной настройки баланса белого. С RAW такого не могло бы случится в принципе.

✅ Причина №2 – Коммерческому фотографу нужны идеальные цвета

Как я уже писал выше, RAW выдаёт цветовую гамму с огромным запасом, который человеческий глаз даже не в состоянии различить. Но! Если посмотреть на отдельные цветовые каналы, то у RAW всего 4096 оттенков каждого цвета, а у JPEG и вовсе 256. Если нам нужно создать технический шедевр, то мы должны иметь возможность максимально полно корректировать каждый цвет. Надеюсь Вы понимаете, что JPEG позволяет это сделать весьма ограниченно.

Чтобы полноценно работать с фотографиями на этапе постобработки всегда выбирайте формат RAW. Фото автора
Чтобы полноценно работать с фотографиями на этапе постобработки всегда выбирайте формат RAW. Фото автора

✅ Причина №3 – Коммерческому фотографу важно обеспечить результат

Когда я был молодым фотографом, то частенько переключался на режим JPEG, чтобы уменьшить объём фотографий и побыстрее передать их клиенту. Это продолжалось до тех пор, пока однажды я не встрял с невозможностью нормально обработать фотографию. С тех пор я раскаялся в своих действиях и поклялся всегда снимать только в RAW.