Бутырка может стать элитной гостиницей. О таком проекте сообщила “Комсомольская правда”. По данным газеты, это может стать частью общей программы переезда столичных следственных изоляторов в Новую Москву. В 2018 году уже была образована рабочая группа по переезду, но участок в Подмосковье пока еще не определен.
Если Бутырку действительно превратят в гостиницу, то по опыту подобных зарубежных проектов дополнительным стимулом для привлечения туристов может стать и устроенный в этом комплексе музей - об истории самой крупной московской тюрьмы, построенной в конце XVIII века известным архитектором Матвеем Казаковым.
И в этом музее будет что показать: в одном из подземных острогов на территории Бутырки сидел Емельян Пугачев, другими знаменитыми узниками этой тюрьмы в царскую эпоху были революционеры Иван Каляев и Феликс Дзержинский, анархист Нестор Махно, Владимир Маяковский. А в советское время там сидели, в частности, Осип Мандельштам, будущий конструктор космических ракет Сергей Королев, а также Александр Солженицын и многие другие диссиденты.
Тем временем некоторые бывшие заключенные, сидевшие в Бутырке, комментируют разговоры о возможном превращении этой тюрьмы в гостиницу весьма своеобразно. Они пишут в соцсетях: “Да некоторые колонии и тюрьмы уже и так давно своего рода элитные гостиницы”. По их словам, там богатые заключенные за деньги могут создать себе особые условия пребывания - не хуже, чем в каком-нибудь пятизвездочном отеле.
Давно ушли в прошлое те времена, когда российские тюремщики зарабатывали в основном на том, что торговали трудом заключенных. Константин Паустовский описывал, как в царской России зажиточные горожане при переезде на новую квартиру договаривались с местной тюрьмой, и оттуда присылали заключенных - переносить мебель. Теперь тюремщики в некоторых колониях мыслят более масштабно – и хорошо зарабатывают на том, что предоставляют VIP-услуги богатым заключенным.
Например, в московской тюрьме “Матросская тишина” проверка обнаружила, какие условия были там созданы для кое-кого из заключенных: в камере - телевизор почти во всю стену, холодильник, набитый деликатесами, на кровати белоснежное белье. Журналисты тогда язвительно писали: надо бы направить туда инспекцию, поинтересоваться, нет ли жалоб у заключенных – вдруг модный унитаз шумит при сливе или из душа течет слишком горячая вода или холодильник недостаточно быстро пополняют запасами.
В свою очередь, интернет-издание УРА.РУ приводило сообщения о том, как сотрудники администраций некоторых изоляторов отпускали последственных в рестораны. Или им разрешали гулять в ночное время на территории тюрьмы.
А в колонии в Серпухове группа заключенных договорилась с начальством и устроила себе отличную жизнь. Как сообщала “Газета.ру”, один из заключенных, выйдя на свободу, рассказывал журналистам: “У нас было все, что мы хотели, у нас был шикарный стол в колонии – суши, шампанское, виски”.
Другого заключенного отпускали на выходные в Москву – а один из выходных он провел даже в Италии.
Новости о заключенных, которые устраивают пиры и уезжают на выходные из тюрьмы, звучат довольно необычно. Но российские тюремщики в общем-то не придумали ничего нового. Особые условия для богатых заключенных – это известная мировая практика.
Самая яркая история – это знаменитая Бастилия. Французская революция началась 14 июля 1789 года именно со штурма этой тюрьмы – ее считали страшным казематом, мрачным символом репрессий и абсолютизма. Но на самом деле Бастилия к этому моменту уже стала тюрьмой, где богатые заключенные могли устроиться весьма комфортно.
У них в камерах имелись комоды, секретеры и целые личные библиотеки. Но подробнее об этом - в следующей публикации, в продолжении историй об элитных тюрьмах.