21 ноября 2020 года на 96-м году жизни скончалась педагог и лингвист Наталья Александровна Бонк, автор самого знаменитого в России учебника английского языка.
Первая часть учебника вышла в издательстве «Глобус» в 1960 году. Все задания для него Наталья Александрова придумывала сама, «ввиду нехватки материала в имеющихся учебниках». Также она разработала собственные методики преподавания английского.
А в конце 1990-х она, вместе с дочерью Ириной Бонк, написала популярный учебник «Английский шаг за шагом».
«Если вы решили изучить какой бы то ни было язык, — говорила Наталья Александровна, — вы должны, прежде всего, ответить себе на такой вопрос: для чего он вам нужен? Если речь идет о туристической поездке, достаточно разговорника, а если вы желаете использовать этот язык в своей профессии, вам надо приготовиться к солидному времени, солидному курсу, а самое главное не прекращать изучение языка».
Созданный Натальей Александровной учебник в двух томах стал лучшим пособием по изучению английского языка. Его переиздают и любят до сих пор.
Недавно мне попался вот такой отзыв об этом издании: «Разве можно писать рецензию на Бонк? Это как спрашивать о Мерседесе: это хорошая машина? Если бы Генри Хиггинс знал про ее учебник, он, скорее всего, воспользовался бы только им».
Сама же Наталья Александровна шутила: «Ни один учебник не может существовать столько, сколько этот двухтомник. Живучий, как Кощей Бессмертный».
30 ноября 2020 года, в возрасте 98 лет, умерла учёный-искусствовед, Почетный президент Государственного музея изобразительного искусства (ГМИИ) имени Пушкина Ирина Александровна Антонова.
Она проработала в музее семьдесят пять лет, пятьдесят два из которых его возглавляла. И именно под ее руководством Пушкинский музей стал известен на ВЕСЬ МИР и расширился — появились Музей импрессионистов, Музей частных коллекций и Детский центр.
5 самых знаменитых выставок Ирины Александровны:
1) В 1966 году — первая в СССР большая выставка Александра Тышлера. Художника в то время недолюбливали, и выставок у него почти не было.
2) В 1974 году — «Джоконда» из Лувра. Картину Леонардо да Винчи привезли именно в ГММИ, и люди дежурили по ночам на ступеньках музея, чтобы с утра успеть купить билеты и увидеть этот шедевр.
3) В 1981 году — выставка «Москва-Париж. 1900-1930», выставка на которой демонстрировались произведения, привезенные из-за рубежа и извлеченные из запасников. Сюда шли не только «обычные» люди, но и профессионалы, изучающие искусство, чтобы посмотреть на шедевры, которых они никогда раньше не видели.
4) В 2007 году — «модная» выставка «Шанель. По законам искусства.
5) В 2010 году — выставка «Пикассо», на которой из Национального музея Пикассо в Париже привезли практически все, что смогли, дополнили шедеврами из запасников ГММИ. И, в результате, экспозиция стала самым большим событием в новейшей истории музея.
В одном из интервью Ирина Александровна сказала:
«Художник может быть внешне успешным, но при этом быть полной бездарностью. Он может быть внешне неуспешным, но при этом быть абсолютным гением. Настоящий талант жирком не заплывает. Случается, что талант очень силен как творец и слаб как человек. И уступает каким-то принципам.
Это все очень сложно и индивидуально. Поэтому каждого нужно судить по делам его».
Недаром Ирину Александровну называли «Железной леди» Пушкинского музея. И мы будем помнить её «по делам её».
Как бы банально не звучали эти слова, но ведь действительно, эти женщины олицетворяли целые эпохи развития нашей культуры. И вот они ушли…