Найти тему
Black Maria Кино 🎬

Крики, обмороки, кошмары и фобии: Почему раньше ужастики на самом деле пугали зрителей?

Кадр из фильма "Шоу ужасов Рокки Хоррора", 1975 г.
Кадр из фильма "Шоу ужасов Рокки Хоррора", 1975 г.

Человек - существо легко внушаемое. Чересчур легко внушаемое. Если не верите - почитайте учебники по социальной психологии.

Но в этой статье мы хотим сосредоточиться всего на одном аспекте - на легкой вере зрителей в проклятия, зло и страхе, который мы реально испытываем при просмотре фильмов ужасов.

Кадр из фильма "Психо", 1960 г.
Кадр из фильма "Психо", 1960 г.

В 1960 г. Альфред Хичкок практически за счет собственных средств выпускал в прокат свой новый фильм под названием "Психо". А так как он был не только гениальным режиссером и и гениальным продюсером, он придумал как легко и просто заинтересовать прессу и зрителей своим фильмом. Хичкок сделал сюжет фильма секретом, на киносеанс нельзя было попасть, если пропустил начало, а перед кинозалами дежурили кареты скорой помощи. Колоссальный успех этой маркетинговой стратегии подстегнул кинематографистов активно использовать этот прием.

Продюсеры поняли - для того, чтобы привлечь аудиторию, нужно создать некую интерактивность между миром зрителей и миром фильма. Это своего рода игрофикация кинематографа.

С тех пор кинематографисты стали внушать зрителям идеи о том, что существуют проклятые фильмы. Существуют фильмы, которые созданы по воле дьявола. Существуют фильмы, которые стерли границы между миром живых и миром мертвых. Существуют фильмы, которые опасны для просмотра...

Кадр из фильма "Изгоняющий дьявола", 1973 г.
Кадр из фильма "Изгоняющий дьявола", 1973 г.

Такие фильмы как "Ребенок Розмари" 1968 г. и "Изгоняющий дьявола" 1973 г., "Омен" 1976 г. не просто нагнетали в СМИ истории о том, сколько несчастий приходится переживать съемочной группе, но уверяли зрителей, что просмотр этих лент может стать порталом, через который зло проберется и в их собственные жизни.

Кадр из фильма "Шесть демонов Эмили Роуз", 2005 г., основанного на истории жизни и смерти Аннелизы Михель
Кадр из фильма "Шесть демонов Эмили Роуз", 2005 г., основанного на истории жизни и смерти Аннелизы Михель

Зрителей пугали так сильно, что некоторые буквально падали в обморок во время киносеансов. И припаркованные у кинотеатров кареты скорой помощи на самом деле становились востребованы. Вымысел легко проникал в сознание и подсознание зрителей, заставляя их буквально на физическом уровне ощущать негативное влияние фильма... Широко известна история Аннелизы Михель (подробнее тут), которая резко начала страдать от одержимости демонами после успешного проката фильма "Изгнание дьявола" 1973 г. У этой погибшей в результате обрядов экзорцизма девушки симптомы одержимости были очень сильно походи на то, что придумали и реализовали кинематографисты...

Кадр из фильма "Ворон", 1994 г., на съемках которого, в результате выстрела из пистолета, погиб Брендон Ли
Кадр из фильма "Ворон", 1994 г., на съемках которого, в результате выстрела из пистолета, погиб Брендон Ли

Такие фильмы как "Полтергейст" 1982 г., "Сумеречная зона" 1983 г. и "Ворон" 1994 г. известны как ленты, создание которых связано со смертями актеров, исполнявших роли главных героев. Эти несчастные случаи активно муссировались в прессе и преподносились как наличие проклятия. Все эти фильмы посвящены загробным темам, мистицизму и темным силам - смерть актеров и любого человека, связанного с процессом создания фильмов, интерпретировались как проявление воли этих злых и темных сил.

Кадр из фильма "Полтергейст", 1982 г., в котором играла Хезер О’Рурк. Девочка неожиданно умерла, не завершив съемки в трилогии.
Кадр из фильма "Полтергейст", 1982 г., в котором играла Хезер О’Рурк. Девочка неожиданно умерла, не завершив съемки в трилогии.

Девочка из "Полтергейст" умерла из-за болезни и неправильного лечения, а другая актриса была убита безумным возлюбленным. В "Сумеречной зоне" и "Вороне" актеры погибли в результате ошибок в работе реквизиторов и постановщиков трюков. Однако все эти смерти были преподнесены и до сих пор считаются сверхъестественными.

Последним громким примером фильма ужасов, который устрашал зрителей до начала киносеанса, создавал страшный миф о содержании ленты и заставлял верить в наличии реальных мистических сил - это "Ведьма из Блэр: курсовая с того света" 1999 г. Этот хоррор снят в псевдодокументальном жанре "найденная пленка" и длительная маркетинговая компания заставила в действительности многих считать, что они увидят реальную страшную историю.

Кадр из фильма "Ведьма из Блэр: курсовая с того света", 1999 г.
Кадр из фильма "Ведьма из Блэр: курсовая с того света", 1999 г.

С 1960 г. общество очень сильно изменилось и сейчас уже сложно представить, что какой-то фильм может испугать зрителей так сильно, что они станут падать в обморок. За 40 лет социум потерял невинность. Нас сложно чем-то удивить, устрашить и уверить в существование сверхъестественных сил, способных повлиять на нас посредством кинопленки.

С начала 2000-х кинематографисты перестали делать упор на то, что создаваемые ими фильмы прокляты, опасны для жизни съемочной группы и для зрителей. Даже когда во время создания хоррора случаются несчастные случаи -как было с актрисой сильно поранившей лицо на съемках "Страна призраков" 2016 г. (подробнее тут) -, это не раздувается в историю о демонах и злых духах, живущих на съемочной площадке.

Тэйлор Хиксон сильно поранила лицо и осталась с большим шрамом из-за того, что упала на сломавшееся дверное стекло во время съемок. Источник фото: huffpost.com
Тэйлор Хиксон сильно поранила лицо и осталась с большим шрамом из-за того, что упала на сломавшееся дверное стекло во время съемок. Источник фото: huffpost.com

Магическое мышление в той или иной степени свойственно всем нам. Мы все склонны выстраивать нелогичные выводы, приписывать неодушевленным предметам какие-то свойства, верить в недоказуемое. И оно более чем успешно эксплуатируется и монетизируется киноиндустрией.

Однако кинематографисты, создающие фильмы ужасов, осознали, что ставя цель обогатиться, нельзя сводить с ума своих зрителей и собственных членов съемочной группы. Истории, которые рассказывают фильмы ужасов сами по себе имеют немалое воздействие на психику зрителей. А активное развитие мифов о проклятиях, дьяволах и духах, вселившихся в фильм способно оказать непоправимое влияние на психологическое благополучие чувствительных зрителей.

Кадр из фильма "Звонок", 2002 г.
Кадр из фильма "Звонок", 2002 г.

Смотря "Звонок" 2002 г., "Паранормальное явление" 2007 г. мы скорее играем сами с собой и имитируем веру в дьявольские силы, так как понимаем "кино - это всего лишь кино". Однако безусловно нужно сказать спасибо самим кинематографистам, что они стали более ответственно относиться к своей деятельности, прекратив создавать ложный информационный шум вокруг своих хорроров. Теперь нас приглашают погрузиться в мир ужасов, а не уверяют, что мир ужасов может погрузиться в нашу действительность...

А вам когда приходилось чувствовать себя жутко после просмотра хоррора? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )