Рецензия на чудесную Рок-Оперу по мотивам "Сильмариллион", господина Джона Р. Р. Толкина от Театра Этериус - "Финрод"
Дисклеймер: это мое мнение и то, как Я увидела эту пьесу. У всех свое мнение. Помним и уважаем это:)
- Зима, зимушка, зима! Ты сварлива, холодна! Угнетаешь мою душу и, в страданиях ты жить учишь...
Как вы поняли зиму я не люблю. Особенно последние два года; особенно когда это начало года и тебя встречает спящая природа. Ладно, переживем. Если есть крыша над головой да какао и плед, жить можно. Если в добавок здоровы родные люди и любимые звезды и краши, вообще все отлично.
Искать плюсы я умею так же искусно, как Моргот ищет минусы и подобно ему же, я люблю посидеть в темноте залипая на эльфийские пляски.
А кому не нравятся танцы и песни? Именно поэтому, когда лента ютуба показала мне "Финрод. Рок-Опера" я не пожалела полтора часа своего времени и посмотрела это творение театра Этериус.
Именно этим ребятам я обязана возрождению моей любви к Толкину. Их прекрасная постановка, в какие-то пол часа показала одну из самых красивых и трагичных историй из богатого повестями сборника "Сильмариллион".
Стоя на одной сцене, не имея огромного количества спецэффектов и банальных декораций, одними голосами эти люди смогли окунуть меня в эту историю, и позволили прочувствовать все эмоции персонажей.
Смех, слезы испуг и скорбь я не ощущала уже давно. Ни один фильм, просмотренный мной разных жанров, в полном спектре не давал мне тех эмоций, что я пережила за одну постановку.
Погружаясь в историю на сцене, даже видя некоторые не состыковки по канону и те прощаешь. Купить шляпу и снять ее перед актерами театра, это тот самый минимум, которым можно отблагодарить их талант.
Берен и Лютиен – Алексей Таранцев и ОльгаКозлова, заставляют верить, что во время песни они в лесах Дориата, а над ними раскинулись не потолок театра, а бескрайнее ночное небо усеянное тысячами звезд. Одна песня длительностью пять минут заставляет поверить, почувствовать их любовь лучше, чем многие современные авторы прописывают романтическую линию своего сюжета.
Галадриэль – Алена Маклецова, - прекрасный выбор сценаристов и режиссёра для введения зрителей в историю и подведения итога. Алена своим голосом передала не просто мудрость владычицы благословенного края, она передала величественность и красоту последней в средиземье, кто видел свет Амана. На сцене была именно сестра Финрода Филагунда и она действительно оплакивала погибшего брата.
Куруфин – Артем Резник, Келегорм – Владимир Королев, сыновья Феанора внуки Финвэ, два самых спорных персонажа в исполнении Артема и Владимира перенесли с собой из книги ту самую ненависть и неприязнь к персонажам и вместе с этим, их персонажи остались теми же войнами. Для меня в их дуэте почувствовалось то самое проклятье, с подвигающее их в самый мрак и, если можно так выразиться - грех, что преследует их вместе с клятвой Феанора.
Тингол – Андрей Малышев, Мелиан – Ксения Лазунина, - король и королева ничего лишнего. Ксения в какой-то момент действительно становиться кем-то большим чем актриса. Она майа почти высшее существо! Слова хоть и красиво зарифмованные обещают ужасные беды точнее предвещает и когда она порицает содеянное супругом ею движет не гнев, а страх за дочь, мужа и народ.
Король Тингол - отдельный поклон. Он пытается как может, в гневе и страхе принимает решения, и, по сути, он конкретно здесь, в этом спектакле выбрал благополучие единственной дочери, а не целый народ. Голос Андрея напоминает те самые мюзиклы про мушкетеров и "Ромео и Джульетта" он держит голос и ситуацию под контролем хоть последнее и обещает персонажу ужасную судьбу. О! И то, как Андрей и Ксения сыграли супружескую пару, они ведь передали именно ту самую красоту брака, что можно созерцать, читая книгу. Какие бы небыли невзгоды и проблемы, они вместе и разлучит их, к сожалению, только смерть, которую предсказала Королева Мелиан.
Финрод - Серафим и Саурон – Святослав Беседин, первые среди лучших. Финрод - король! Благородный, честный и одинокий. Он уже не живет, отплыв из Валинора. Там осталась Амариэ – Рипсимэ Гюлезян - Сердце Финрода и единственная из всего спектакля в чью любовь я не поверила.
Сердце Финрода, Сон Финрода это дань, песня любви в которой сгорает, уже сгорел он. Но не Амариэ, уже нет, ее нет и в спектакле мы видим призрак, призрак в сером платье чья песня такая же серая и потерянная. А сердце давно стучит спокойно. Серафим играет так, что в глазах набираются слезы, а дрожь, пробегающая по коже, оседает прямо в глубь души и ты просто ощущаешь персонажа.
И самое болезненное - "Истина" в исполнении Серафима. Она начинается со стрелы, а ведь он сам в поединке поет, кричит что тетиву смени струны, но нет. Вот она тетива и вот стрела. Мы знаем кого она поразила и Финрод в том числе все осознает.
Серафим благодарит эту истину, а зритель плачет. Почему? Потому что Финрод - мертв. И уже ничего не изменит того факта, что на Тол Сирионе под зеленеющим изумрудным ковром из трав покоиться благороднейший из королей Средиземья. Король, не отказавшийся от слова и голосом великолепного актера он сразился с (на мой взгляд) лучшим злодеем Книги не на мечах, а на песнях.
Саурон же, Властелин, вот это мужчина (простите за исключительно женский комментарий) - мечта. Передавший доблесть, гордость и благоговейный ужас персонажа, Святослав Беседин навсегда украл место в сердце и если будет сериал по "Сильмариллион"( хоть я и молюсь всем богам чтобы его НЕ было) актера на Роль Саурона лучше Святослава нужно поискать.
Тот тембр и те жесты, с которым Святослав вывел персонажа на сцену становятся прекрасным контрастом светлому Серафиму и Финроду. Поединок песней и поражение Финрода, тот момент когда Саурон не ликует, а думает как расколоть наглого эльфа становяться самыми тяжелыми минутами и все благодаря Святославу. Хочу выделить пару моментов думаю сделать это лучше с помощью прямых тексов из песен:
Саурон: - Силою мне данной я могу вас изменить! - по сути предложение. Ведь можно заключить сделку на что Финрод отвечает. Таким едким и наверно отчайным - Можешь лишь убить!
И вот этот момент. Святослав улыбается, но то ли улыбка победы?.. Он разочарован в выборе Финрода, но и разочарован. Он улыбается, уголку губ поднимаются так как у хищника проявляется оскал и боги как это, простите за правду - сексуально!
- Тобою сказаны опасные слова!
А ты смотришь и понимаешь какой Саурон, какой Святослав шикарный и осознаешь, что хэппи энда не будет - Финроду конец.
Здесь второй момент. Саурон продолжает, Финрод уже за решеткой:
-Тобою сказаны опасные слова! Все что было связанно порвется, но сперва!
В этот момент сердце выпрыгивает из груди и мысленно ты уже бежишь спасать Серафима, этот лучик солнца, который решил, - почему бы не спросить? Финрод перебивает своего палача:
- Сперва ответь! - он сидит за решеткой под гнетом тьмы не в силах подняться с колен и он вопрошает, - Чем так ласкает темный трон, твои глаза, о Саурон?
И это вопрос, это не упрек, он спрашивает, и ты наверно обречен всю жизнь задаваться вопросом а зачем Саурону - искусному кузнецу, магу, майа который мог сотворять и получить власть другим способом, нужен этот чертов темный трон?..
Зачем Саурон? Зачем тому, у кого в руках золото является материалом, из которого он сам может сотварить прекраснейшие вещи, нужен блеск мертвого металла корон?
А Финрод смотрит на Саурона. Серафим смотрит на Святослава и этот взгляд заставляет поверить что в россии не перевелись актеры. Финрод смотрит без страха, ему нужен ответ, но вряд ли мы когда-нибудь его узнаем...
Далее дуэт Берена и Финрода — вот они два брата. Разной крови и разных народов, но теперь под одним стягом и ведомые одной целью, не желая гнета клятвы проклятых камней, но оказавшись в самом сердце проклятья - два брата. Они просят друг у друга прощения и если здесь, и сейчас ты не проронил скупую мужскую слезу, ты никогда не знал, что такое настоящая дружба.
Лютиен против Саурона - я даже не буду это расписывать. Великолепно, без капли идиотского феменизма. Это подвиг женщины, это сила настоящей любви, которой возможно не встеришь за пределами миров Толкина. Да, в книге было кровавее, и правдоподобнее, ненароком представился Саурон исполняемых Святославом в пасти Хуана, но лучше оставить эти два мира как они есть.
Здесь и победа.
Дальше Саурона пара не пойдет, как, то было в книге. Потому что, это история не сколько о любви этих двоих, сколько о короле Финроде. И потому что, как по мне лучше и драматичнее Саурона никакой Мелькор не поднял бы планку сюжета пьесы.
Простите, но Мелькор на голову или даже две уступает Саурону как злодею.
Режиссер: Наталья Лобанова Хореограф: Ирина Латорцева. Авторы либретто и композиторы: Лора Бочарова, Лина Воробьева,
Аранжировка и продюсирование: Олег Маркелов, - и конечно состав постановки. Эти люди не просто справились, они сделали настоящее чудо. Спасибо им за всю постановку в общем и за каждую песню отдельно. Вы лучшие!
По итогу вот что.
Вот ссылочка на пьесу: https://youtu.be/_4kFQaTDJAk
Я благоговею на поиски по хэштегам и очень призываю всех фанатов Толкина познакомиться с эти чудом в ютубе. Я очень благодарна всем этим людям, которые создают такие творения. И они действительно заслуживают огласки больше, чем... сами знаете кто. (На самом деле у каждого свое мнение и те кого я считаю незаслуженно известными многим даже нравятся. Так что под "Кто" подставляйте того кто не устраивает лично вас.)