Найти в Дзене
Art will go on

Какие символы и скрытые смыслы изображены на иконе «Рождества»

Приближается Рождество Христово – один из самых любимых праздников православных христиан. Сегодня я хочу рассказать вам о символах и скрытых смыслах, изображенных на иконах «Рождества», на примере одного древнерусского памятника.

На Руси иконы «Рождества» были очень популярны. Иконография этого праздника складывалась на протяжении веков на основе евангельских текстов и апокрифов (историй, не вошедших в каноническое Евангелие). Первые изображения «Рождества» были найдены в римских катакомбах, в которых прятались гонимые христиане. В дальнейшем византийское искусство выработало определенный канон изображения, которую переняли древнерусские иконописцы.

На иконах «Рождества Христова» иллюстрируется евангельский рассказ о рождении божественного младенца Иисуса Христа девой Марией в пещере, служившей хлевом для скота. Это событие сопровождалось появлением на небе Вифлеемской звезды, которая привела к пещере волхвов с дарами, а также поклонением Младенцу пастухов.

Икон «Рождества Христова» очень много, но я расскажу вам об одной, написанной гениальным иконописцем. Она повествует не только о самом Рождестве, но выражает космическую, внеземную и вневременную значимость этого события. Это древнерусская икона начала 15 века из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.

Рождество Христово. Нач. 15 века. Фото: icon-art
Рождество Христово. Нач. 15 века. Фото: icon-art

Смысловой центр композиции – фигура Богородицы, она главная участница произошедшего события. Мария лежит на красном ложе около пещеры, где только что родился Христос. Иконописец специально выносит фигуры Богоматери и Младенца из вертепа, чтобы показать миру значимость произошедшего. В то же время Богородица как бы парит над землей, а не лежит на тверди. Она смотрит на случившееся сверху, потому что знает то, чего не знают остальные. Мария отвернулась от Младенца, глубоко погрузившись в свои мысли. Ее лик печален, Она знает, что Сыну уготованы страдания.

Пещера зияет черным пятном. Она символизирует чрево Богородицы, которая явила миру Спасителя. Также пещера – это символ старого мира, который был до Христа. Но с Его рождением наступила новая эра для человечества, которое будет выведено из тьмы воскресшим Христом. Черная пустота вертепа вызывает также ассоциацию с адом из икон «Сошествия во ад». Наконец, пещера – это образ Гроба Господня, где произошло Воскресение из мертвых. Так, одна икона вмещает в себя несколько смыслов сразу: рождение Христа как человека, смерть и божественное воскрешение.

-2

Рядом с Богородицей в яслях лежит спеленутый младенец Христос, которого согревают своим дыханием вол и осел. Вол символизирует еврейский народ, осел – язычников. Младенец лежит в яслях, но его ложе не похоже на кормушку для скота, а напоминает гроб, символ предстоящего распятия и погребения. Пелены Младенца напоминают погребальные пелены Христа, положенного во гроб.

Рядом с Младенцем стоят ангелы, которые спустились с небес на землю возвестить о Его рождении. Ближе всех к Младенцу иконописец располагает животных, непорочных ангелов и Богородицу, которая после рождения Спасителя стала выше ангелов и архангелов. В левом верхнем углу изображены три волхва, которые на лошадях следуют за Вифлеемской звездой. Они написаны, с одной стороны, очень динамично, но с другой, как будто застыли во мгновении. Рядом с Богородицей изображены два пастуха, которые идут поклониться Христу. Третий пастух, старец с клюкой, одетый в шкуру, беседует с Иосифом. Иосиф так же, как и Мария, погружен в тяжелые раздумья. Некоторые исследователи полагают, что старец в шкуре – это не пастух, а «дух сомнения», то есть бес, который искушает Иосифа о девстве Марии.

-3

В правом нижнем углу изображены женщины-повитухи, омывающие Младенца. Их лица тоже печальны. Купель по форме напоминает литургический потир, в котором совершается Евхаристическая жертва, что вновь отсылает нас к теме жертвенности Христа.

-4

Однако икона «Рождества» из Благовещенского собора не вызывает у смотрящего на нее скорби, но напротив, рождает чувство глубокой внутренней тишины и покоя. Иконописец сумел так изобразить Рождество, чтобы было понятно, что Спаситель пришел на землю ради каждого нас. Эта икона – шедевр иконописного древнерусского искусства. Потому что она наполнена спокойствием, согласованностью деталей и персонажей, внутренней гармонией. Икона «Рождества» написана так, как будто это стоп-кадр из вечности. Люди, ангелы и животные застыли на мгновение, чтобы осознать величину произошедшего. Это молчание вселенной перед свершением великого события.

В византийском и древнерусском искусстве существовало еще несколько изводов иконографии Рождества, где сюжет дополнялся различными сценами: «Избиение младенцев», «Бегство в Египет», «Сон Иосифа», «Явление ангела волхвам». Таким образом на одной иконе могло быть представлено не только само Рождество Христово, но и события, произошедшие до или после него.
Рождество Христово.  Нач. 15 в. ГТГ. Фото: icon-art
Рождество Христово. Нач. 15 в. ГТГ. Фото: icon-art

Икона «Рождества» из Благовещенского собора стала образцом для иконописцев, которые делали с нее списки. К примеру, очень похожа на нее звенигородская икона «Рождества» из собрания Третьяковской галереи, но в ней, к сожалению, нет такой глубины и гармонии.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь на мой канал об искусстве. Также читайте мой телеграм-канал.