Сезар Пелли – пожалуй, самый американский архитектор современности. Он творил по всему миру, но большинство его проектов сосредоточено на территории обеих Америк – Северной и Южной. Он выработал универсальный язык зодчества, создавая простые и лаконичные небоскребы, которые можно представить в любом городе мира. Талант Пелли расцвел относительно поздно: он создал собственное бюро в возрасте 51 года. Зато сразу весь его опыт и творческая фантазия выплеснулись в виде рассекающих небо башен, символизирующих успех и состоятельность.
Начало карьеры
Сезар Пелли – уроженец Аргентины. Там он появился на свет в 1926 году и там же получил диплом архитектора в Государственном университете Тукумана. По окончании вуза в 1946 году Пелли перебрался в США, где прошел курс обучения в Школе архитектуры при Иллинойском университете в Урбане и Шампейне. Через двенадцать лет после приезда аргентинец стал гражданином США. С 1954 по 1964 год Пелли набирался опыта под руководством знаменитого мастера архитектуры модернизма Ээро Сааринена. После его смерти Пелли еще некоторое время продолжал вести проекты, начатые совместно с Саариненом. Затем аргентинский архитектор сотрудничал с другими маститыми зодчими, пока не основал свое бюро. Примерно в то же время Пелли начал преподавать, и его творческая карьера развивалась одновременно с его успешным опытом преподавания тонкостей ремесла во многих университетах мира.
Здания Пелли
Архитектор вошел в историю как создатель самых известных небоскребов, хотя он и не стремился к этому. Для Пелли были одинаково интересны самые разные проекты, начиная от камерных концертных залов и заканчивая ландшафтным дизайном. Как бы то ни было, зодчему удавалось прекрасно вписывать огромные башни в окружающую среду. Тут ему нет равных. Поэтому он и прославился как мастер высотного строительства. Он был убежден, что желание дотянуться до неба "глубоко укоренилось в человеке".
Среди самых известных его проектов, существенно повлиявших на рост популярности Пелли, – Всемирный финансовый центр в Нью-Йорке 1988 года постройки. Четыре башни изменили очертания набережной Гудзона. Высотки обрамляют комплекс, который больше похож на крепость. Построенный за четыре года центр облицован стеклом и полированным гранитом. В одном небоскребе насчитывается 40 этажей, во втором – 44 этажа, в третьем – 51, а в четвертом – 38. В них находятся офисы самых известных банков. В галерее, соединяющей вторую и третью высотку, расположены крытые сады. Помимо них есть еще и грандиозная оранжерея. Огромный атриум площадью шесть тысяч квадратных метров полностью остеклен, а пол выложен итальянским мрамором. Помимо офисов в этом масштабном здании регулярно проходят выставки и театральные постановки.
В том же 1988 году по проекту Пелли был построен Уэллс-Фарго-центр в Миннеаполисе (США). В этой работе архитектор следовал лучшим традициям возведения небоскребов Америки. Он создал собирательный образ высотки периода расцвета ар-деко, подарив городу еще одну доминанту.
В Куала-Лумпуре, столице Малайзии, по проекту Пелли построены поражающие масштабами башни нефтегазовой компании "Петронас". Комплекс носит явный отпечаток исламской культуры: башни напоминают минареты. Замысел зданий родился в 1992 году, а через семь лет они были открыты. Два небоскреба по 88 этажей каждый связаны галереей на уровне 41-42 этажей. Это не только наивысшее достижение Сезара Пелли, но и самые высокие здания Куала-Лумпура.
Среди жилых проектов архитектора выделяются башня по соседству с Музеем современного искусства (1984 год) и высотка у Карнеги-холла (1990 год) в Нью-Йорке. Тут архитектор воспользовался приемом цветового контраста, и это удивительно гармонично вписало здания в окружающую застройку. Впоследствии он разовьет эту идею в роскошном Пасифик-дизайн-центре 2012 года постройки в Лос-Анджелесе. Трехцветное здание так точно соответствует городу и окружающему ландшафту, что кажется, будто оно находилось там всегда.
Архитектор всегда стремился не только удивлять, но и уважать заказчика, окружающую среду, потребности людей, населяющих его здания. По словам Пелли, в своих небоскребах он подчеркивал ось, соединяющую небо и землю. Сейчас он оставил основание этой оси навсегда: в 2019 году архитектор скончался в США.