Найти тему

ШЕДЕВР ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ

Коллинз У. Без права на наследство: Роман. – CПБ.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2014. – 528 с.
Коллинз У. Без права на наследство: Роман. – CПБ.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2014. – 528 с.

Имя британского автора Уилки Коллинза хорошо знакомо поклонникам классического детективного жанра. Большинство из них наверняка читали его романы «Лунный камень» и «Женщина в белом». Однако чаще всего на этом знакомство с одним из самых заметных авторов викторианской эпохи и заканчивалось. И вот в издательстве «Лимбус Пресс» впервые перевели на русский язык и выпустили малоизвестный роман Коллинза «No Name». В переводе Ольге Чумичевой книга получила более выразительное и конкретное название – «Без права на наследство». Что, кстати, и отражает главную сюжетную коллизию ставшего достоянием русской публики текста. Хотя и дословная русскоязычная калька названия романа не менее символична – «Без имени». Собственно, содержание и фабула роман Уилки Коллинза и есть конфликт этих двух формул.

Изощренный в построении интриги британский автор в некотором смысле вводит в заблуждение своих поклонников, которые явно ожидают от него лихо закрученной криминальной интриги в формате викторианского детектива. Все вроде бы чинно и благородно происходит в поместье Ком-Рейвен, которым владеет супружеская чета Ванстоун. Они воспитывают двух дочерей Нору и Магдален, романтических барышень, мечтающих о личном счастье. И порою кажется, что перед нами – некоторое подобие текстов Теккерея или раннего Диккенса, напоминающее плавное течение семейных саг той самой эпохи королевы Виктории. Все меняется в один прекрасный момент, когда…

Вот здесь мне и стоит умолкнуть в отношении развития сюжета, который приносит на страницы романа ощущение беды и невзгод. Несчастье никогда в одиночку не стучится в дверь. И трагический исход подобного стука может быть разным. Но для сестер Ванстоун он становится началом их страданий и борьбы за справедливость и то наследство, которого он оказались лишены в результате переплетения родственных связей и характеров, помноженных на причуды британского законодательства.

Уилки Коллинз знает, о чем пишет, ибо он обладал обширной юридической практикой до того, как начал свою блестящую литературную карьеру. В некотором смысле рецензируемый роман есть отражение реальных дел, которые мистеру Коллинзу доводилось вести в середине девятнадцатого века. Собственно, этим объясняется и точная датировка времени действия романа – 1846-1847 гг. Все в порядке и с топографией. Автор книги сделал все от него зависящее, чтобы читатели воспринимали его текст как изложение вполне реальной истории, хотя с точки зрения драматургических коллизий роман изумляет мастерством построения на грани фантастических допусков по принципу «а ведь такое могло бы быть и на самом деле!».

Книгу Коллинз закончил в 1862 году и тогда же отдал ее в журнал Чарльза Диккенса «Круглый год». Последовательная публикация глав романа в течение календарного года держала читателей в напряжении вплоть до самой развязки. Для удобства читателей Коллинз разбил текст на «акты», внутри которых он раздробил сочиненное на главы. А между актами писатель поместил «интермедии». И если в «актах» повествование линейно развивалось от сцены к сцене, то в «интермедиях» Коллинз излагает происходящее в формате писем персонажей романа друг другу, что еще более усиливает развитие интриги на грани закона и приличия. С этой точки зрения роман «Без права на наследство» ничуть не уступает ни предыдущему детективу Коллинза «Лунный камень», ни последовавшей далее «Женщине в белом». Внимательный читатель вновь переведенного сочинения британского писателя обнаружит его переклички с теми детективами того же автора, которые ему уже хорошо известно.

Так что же такое роман Уилки Коллинза «Без право на наследство»? Это абсолютный литературный шедевр англоязычной литературы викторианской эпохи. Как порою писали литературные критики, в «нем лихо закручен сюжет». А еще в нем есть впечатляющие оригинальные характеры, начиная с Магдален Ванстоун, которая пройдет по всему пространству этой увлекательной книги, балансируя на грани Добра и Зла. И, пожалуй, главное ощущение от чтения – тотальная адекватность того, что описано в романе, тому, что временами случается с нашими современниками, когда речь заходит о праве на наследство.

Отсюда простой вывод – роман Уилки Коллинза «Без права на наследство» должен быть обязательно прочитан. Для удовольствия и пользы дела.

Сергей Ильченко