Найти в Дзене
АвиаОбоз

Как работает Wi-Fi на борту самолета?

Уже достаточно много авиакомпаний предоставляют доступ к Wi-Fi во время полета. Часто это дорого и очень медленно, но тем не менее это отличное дополнение к уже имеющимся возможностям. Однако многие зададутся вопросом, как можно получить соединение на высоте 10 тысяч метров. Сегодня мы объясним основы работы Wi-Fi во время полета

Wi-Fi на борту становится все более распространенным. Фото: Pxfuel
Wi-Fi на борту становится все более распространенным. Фото: Pxfuel

Запуск сервиса Wi-Fi в воздухе

Доступ в Интернет в самолетах стал появляться только в начале нынешнего столетия. Boeing сделал это в 2001 году через сервис под названием Connexion. Его использовали американские United Airlines, Delta Air Lines и American Airlines. С 2004 года компания попыталась расширила деятельность за счет международных авиакомпаний, но все-таки закрылась в 2006 году из-за не развитости рынка данных услуг.

Испытательный Boeing Connexion в 2005 году. Фото: planephotoman/Wikimedia
Испытательный Boeing Connexion в 2005 году. Фото: planephotoman/Wikimedia

Один из ведущих поставщиков интернета в полете на сегодня – компания Gogo. Она начала предоставлять интернет-услуги в 2008 году и сейчас в списке клиентов имеет American Airlines, British Airways, Delta Air Lines, Cathay Pacific, United Airlines, Virgin Atlantic и открыл. Gogo предлагает спутниковые системы связи в полете с 1990-х гг.

Первые системы связи имели низкую пропускную способность, они были медленными и дорогими. Кроме того, Connexion от Boeing не смог получить развития отчасти из-за массы оборудования, которая составляла почти 450 кг. Это является важным показателем экономичности самолета.

С тех пор технологии значительно продвинулись вперед, а затраты снизились. Были созданы и наземные системы, а спутниковые системы были усовершенствованы. Сегодня это два отдельных способа предоставления интернета в полете, и мы расскажем о каждом из них.

Наземные системы

Системы наземных антенн предлагали лучшие скорости, чем первые спутниковые системы. Система "воздух-земля" основана на установке антенны в нижней части фюзеляжа самолета. Они принимают сигнал от наземной вышки. Во время полета самолета, система связывается с ближайшей антенной, так же, как это устроено в сотовой телефонной связи.

Наземная система 5G. Фото: Gogo
Наземная система 5G. Фото: Gogo

Сигнал распространяется по салонам самолета с помощью множества точек доступа Wi-Fi, которые обычно скрыты за стеновыми панелями.

Обычно предлагаемая скорость составляет около 3 Мбит/с. Gogo предложила систему ATG4, которая обеспечит скорость до 10 Мбит/с, становится все более распространенной по мере присоединения новых самолетов.

Внешняя антенна Gogo для наземного сигнала. Фото: MatthewLammers/Wikimedia
Внешняя антенна Gogo для наземного сигнала. Фото: MatthewLammers/Wikimedia

Спутниковые системы

Основной недостаток наземных систем - их нельзя использовать над водой. На трансконтинентальных рейсах по-прежнему необходимо использование спутниковых систем. Они стали значительно лучше с момента появления первых систем в начале 2000-х.

С помощью такой системы самолет подключается к спутнику с помощью антенны, обычно куполообразной формы, размещенной в верхней части фюзеляжа. Ну а спутник передает сигнал с земли на самолет.

SAS A320 со спутниковой антенной WiFi. Фото: Анна Зверева/Wikimedia
SAS A320 со спутниковой антенной WiFi. Фото: Анна Зверева/Wikimedia

Спутниковые системы предлагают в настоящее время более высокие скорости, сегодня это около 12 Мбит/с. Но технологии не стоят на месте и скорость продолжают расти. Gogo запускает новую услугу 2Ku со скоростью до 70 Мбит/с. Это отлично подходит для передачи данных и значительно лучше, чем многие наземные соединения. Несколько авиакомпаний, включая Delta Air Lines, Japan Airlines, Aeromexico, Alaska Airlines подтвердили заказы на эту услугу.

А в Европе Deutsche Telekom и Immarsat запустили высокоскоростную спутниковую European Aviation Network. Это первая сеть, в которой используются и наземные и спутниковые системы, запущена в прошлом году и первым клиентом стала British Airways. Immarsat ожидает хороших результатов от нового проекта.

EAN использует спутниковую связь вместе с наземной. Фото: Inmarsat
EAN использует спутниковую связь вместе с наземной. Фото: Inmarsat

Не для всех

Несмотря на успехи новых технологий, которые делают Wi-Fi на бору самолета проще, быстрее и дешевле, многие авиакомпании не торопятся его предлагать. Оборудование по-прежнему дорого в установке и обслуживании. Это увеличивает расходы для авиакомпании, а также увеличивает нагрузку на внешние антенны.

Более того, большинству пассажиров он не нужен или, что более важно, за него не хотят платить. Путешественники уже готовы к тому, что они будет без связи во время полета, а многим это даже нравится!

Wi-Fi на борту может быть дорогой опцией. Фото: Delta
Wi-Fi на борту может быть дорогой опцией. Фото: Delta

Лоукостеры, например, не торопятся внедрять интернет на борту. Но то же самое можно сказать о крупных авиакомпаниях, выполняющих дальнемагистральные рейсы, в том числе, например, Qantas. Проблемы возникают даже у тех, кто хочет внедрить это как бесплатную услугу.

Предложение бесплатного Wi-Fi на борту может быть привлекательным вариантом и показать перевозчика в выгодном свете. Air New Zealand, например, делает это после изменения тарифных планов.

Ed Bastian, генеральный директор Delta Air Lines объяснил в 2019 году, почему его авиакомпания не предлагает бесплатный Интернет:

«Одна из причин, почему мы взимаем плату за Интернет на борту, заключается в том, что у нас еще нет технических возможностей, чтобы сделать его бесплатным. Ели бы мы сделали его бесплатным, система вылетела бы из строя от перегрузки».

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Читайте еще на канале