Найти тему

Токио. О стиле и ландшафте города

Оглавление

Стиль

Сложно найти город, который сможет тягаться с Токио по количеству странно одетых людей на квадратный метр. Все самые свободные и безумные модники - и мужчины, и женщины, и зрелые люди, и молодые мамы с детьми - живут в столице Японии. Хотя называть их безумными - значит расписаться в собственном непонимании моды. В ХХI веке, веке толерантности и разнообразия, более уместными будут термины «самобытность» и «свобода самовыражения».

Ландшафт

Четыре места, которые помогают понять отношение японцев к пространству.

Территория кампуса Хонго — заповедник охраняемых памятников архитектуры. Часть из них возведена для нужд Токийского университета, другие остались от более ранних эпох. Одним из недавно построенных зданий университета с перспективной постановки на охрану стал новый вычислительный центр. Автором проекта выступил Кенго Кума, мастер мирового уровня по работе с деревом. И несмотря на высокотехнологичную начинку здания, любимому материалу он не изменил. К тому же деревянная оболочка, выполненная из тысяч коротких деревянных планок, позволяла выстроить связь со старинным садом университета. Его в последние годы стало сложно найти из-за разросшихся корпусов университета. Кума же не только напоминает о существовании природы в кампусе, но и оставляет арку для прямого доступа к ней. Под аркой работает местный кафетерий, в котором делают и продают традиционные японские сладости. Их рецепт разработан шефом одного из «мишленовских» токийских ресторанов Куроги.

Дом с гаражем

Больше половины современной городской японской архитектуры составляют двух-трехэтажные дома на одну семью. Токио не исключение. Историческая разбивка города на отдельные участки, с одной стороны, и особое отношение к собственности - с другой, позволяет сохраняться целым районам с частной застройкой. Большинство этих домов отлично демонстрируют изобретательность планировочных решений на скромной площади. Отдельный фокус - размещение парковочного места. Оно должно восприниматься естественной частью целого, чтобы не казалось, что машина отобрала место у человека. Так в трехэтажном доме, спроектированном архитектором Томоюки Цукагоши в районе Сэтагая, благодаря особенностям планировки гараж на две машины превратился в необычный холл. В отсутствие автомобилей это помещение с четырехметровыми потолками и большими окнами в боковых стенах выглядит как полноценное жилое пространство. Эффект усиливается благодаря использованию одинаковых деревянных потолочных балок в гараже и в зоне кухни-гостиной на втором этаже. Часть гостиной в виде массивного застекленного балкона выступает над пространством гаража и служит источником дополнительного освещения.

БАШНЯ СИДЗОУКА

Офисную башню на небольшом треугольном участке между улицами Гиндза и Сотобори-дори построили в начале 1960-х. В одном недавно вышедшем архитектурном путеводителе по Японии это здание описывают как «большое эвкалиптовое дерево с обнимающими его маленькими коалами». По задумке архитектора, легенды японского метаболизма и лауреата Притцкеровской премии Кензо Танге цилиндрический ствол башни с убранной в него инфраструктурой - лифтом, лестницей, туалетами, кухонными зонами - позволяет навешивать на него разное количество офисных блоков-контейнеров, Древовидная структура башни позволяла сконцентрировать все помещения наверху ствола, оставив открытым пространство у его основания, где был устроен бассейн с рыбками. Метаболисты представляли город в виде динамичной саморазвивающейся каркасной структуры, формировать которую должны сами жители в зависимости от своих нужд, добавляя или убирая элементы. Главное - возможность быстрой перестройки и мобильность модулей. Тем не менее в случае с башней Сидзуока запроса на изменения конфигурации так и не Поступило, так же как и в случае с произведением другого идеолога метаболизма Кишо Курокавы. Его жилой дом с демонтируемыми квартирами-ячейками стоит на Сотобори-дори несколькими кварталами севернее.

ТOKИЙСКИЙ MEЖДУHAPOДНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР

Здание называют Tokyo Big Sight (aft. «широкий взгляд»), что позволяет описать и полноту выставочной программы и открывающийся с площадки вид на Токийский залив. Проектирование любого локального экспоцентра, в отличие от международных тематических, всегда упирается в формирование его образа. Архитекторы должны каждый раз придумывать что-то новое, не забывая о том, что заказчику нужны просторные прямоугольные ангары с грамотной разводкой электричества, удобной разгрузкой и продуманным доступом для посетителей. В ситуации с токийской площадкой архитекторы компании АХS решили использовать типичную структуру зала-амфитеатра и треугольник в качестве основной конструктивной фигуры. Проектирование пришлось на начало 1930-х, когда главным увлечением был хай-тек с его культом выявления инженерной специфики объекта. В результате доминантой всей территории выставочного пространства стала конференц-башня с четырьмя перевернутыми пирамидами, столь удобными для устройства амфитеатра. На подъем основной конструкции потребовалось три дня, зато внизу образовалась площадь для встреч посетителей.

На территории экспоцентра проходят не только выставки, но и спортивные и культурные мероприятия. Например, если приехать в октябре, то можно будет посетить токийский автосалон, славящийся показами концепт-каров.