Найти в Дзене
Перекрестки Истории

Александр не Македонский, но почти. Часть 3

первая часть

вторая часть

Обострение противоречий и конфликт с италийскими греками

В самый разгар приготовлений к будущей большой войне в центральной Италии Александр получил удар в спину от тех, из-за кого пересек море - от тарентинцев. Греки, прежде всего аристократические круги, увидели в действиях царя угрозу своей независимости - государственного суверенитета, выражаясь современным языком. И не без основания.

Рассчитывая на Александра как иноземного предводителя, нанятого за деньги, чтобы решить вопрос с враждебными племенами, греки, по факту, получили талантливого полководца, военного и политического организатора, который не собирался возвращаться в родной Эпир отработавшим свое вознаграждение наемником. Александр показал желание создать в Южной Италии свое государство, объединенное с заморским Эпиром. Не важно было ли это желание изначальным, когда он принимал предложение Тарента возглавить войну, или оно возникло позже - уже в период войны и под влиянием вестей с Востока от македонского племянника, громившего азиатов и создающего на обломках Персидской державы собственную гигантскую империю.

Так мог выглядеть бой эпирских воинов с греками (ну или македонян с греками). Фото из открытых источников.
Так мог выглядеть бой эпирских воинов с греками (ну или македонян с греками). Фото из открытых источников.

Александр на очищенных от луканов территориях ставил главами своих сподвижников эпиротов, размещал в греческих городах свои гарнизоны и в целом игнорировал недовольство своих нанимателей, фактически открыто демонстрируя желание лишить их независимости, сделав подданными обновленного Эпирского царства.

Балканские греки не испытывали восторга от власти македонян, так же италийские греки не были рады перспективой сменить гражданство своего вольного города на подданство царя из-за моря. К тому же эпирота - греки продолжали считать жителей Эпира (как и Македонии) полуварварами.

Между Александром и греками участились ссоры и конфликты, приведшие в итоге к открытому мятежу - граждане Тарента восстали против эпирского монарха и выставили за стены царский гарнизон. Чуть позже их примеру последовали другие города. Греки полагали, что Александр не повернет против них оружие, чтобы избежать войны на два фронта.

Александр оказался более решителен и начал войну против своих недавних нанимателей. Он силой вернул греческие города Фурии и Гераклея под свою власть, через послов обратился к властям остальных городов прекратить сопротивление, и некоторые начинали склоняться на его сторону. В этой междоусобице Александр уже был в шаге от победы, но внезапно на северных рубежах активизировались луканы и атаковали эпирские гарнизоны вдоль границ.

Сражения на холмах у Пандосии.

Александр действовал решительно и в этой ситуации. Отложив замирение греков в своем тылу, он собрал имеющиеся у него силы и в 331 году (по другим сведениями в 326 году) двинулся навстречу луканам к городу Пандосии на севере Бруттия. Александр, разделив армию на три корпуса занял три больших холма вокруг города, с намерением измотать луканов постоянными нападениями на их земли и в итоге атаковать решительно после того, как силы противника ослабнут в достаточной мере (луканы имели численный перевес, но армия Александра была более профессиональной и подготовленной). Разделяя армию на три части и укрепившись с необходимым запасом провианта Александр, рассчитывал избежать блокирования своих войск - при блокаде одного корпуса другие могли прийти на помощь и ударить в тыл окружающим.

Но, как это часто бывает в истории, вмешался его величество случай - а точнее капризный климат Южной Италии, который Александр возможно не принял во внимание.

Лукания. Область Южной Италии (современный вид). Фото из открытых источников.
Лукания. Область Южной Италии (современный вид). Фото из открытых источников.

Осенние проливные дожди начались в окрестностях города Пандосии ранее обычного. Многочисленные речушки вышли из берегов, затопили долины между холмами, занятыми эпирскими войсками, отрезав корпуса друг от друга. Италийцы использовали этот шанс и атаковали эпиротов. Сначала они разгромили самый маленький из эпирских корпусов — шум проливного дождя, плохая видимость и направление ветра сыграли роковую роль— другие части армии Александра не узнали о беде, постигшей их товарищей…

Разгромив один царский отряд луканы обрушились всей мощью на другой - более крупный и также разбили его, но в этот раз части воинов Александра удалось спастись и прорваться к основным лагерю. Развивая свой успех луканы двинулись на главные силы эпиротов, где находился царь и его личная дружина.

В то время в царском лагере находились около двухсот луканских перебежчиков, перешедших на сторону Александра вначале его похода. Теперь, видя, что эпироты проигрывают сражение и в целом войну они накануне атаки своих соплеменников направили к ним посланника с предложением выдать эпирского царя в обмен на помилование.

Однако царь не медлил и приказал войскам идти в наступление, вероятно до него дошли вести о беде, постигшей две другие части его армии. Эпироты контратаковали луканов и обратили их в бегство. Сам Александр во главе личной гвардии обрушился на дружину италийского предводителя. Эпироты разгромили луканцев, сам Александр в поединке убил италийского вождя. Казалось, несмотря на серию тяжелых моментов удача все-таки склоняется на сторону Александра…

Эпирская фаланга в атаке. Рисунок из открытых источников.
Эпирская фаланга в атаке. Рисунок из открытых источников.

Гибель Александра Эпирского.

К сожалению, успех оказался временным. Царские солдаты опрокинули врагов и преследовали, достигнув даже их лагеря, но Александр, понимая, что противники остаются в большом численном преимущества, опасался втягивания своих войск в окружение. Он повернул войска к ближайшей реке с намерением форсировать ее, чтобы закрепиться на другом берегу, избежав, таким образом опасности окружения.

Если бы этот план удался, то далее можно было собрать все уцелевшие войска, получить подкрепления из сохранивших верность греческих городов, вызвать свежие силы из Эпира и начать новое наступление.

Но планам Александра и здесь не суждено было сбыться. Река превратилась в бурлящий поток, вышедший из берегов. По сообщениям древних авторов воин из гвардии царя пытался пересечь реку верхом, но едва не утонул вместе с конем и вернулся к ставке. По преданию он воскликнул «Не даром зовут тебя Ахеронтом».

Оказалось, что название этой реки - Ахеронт и протекает она недалеко от города Пандосия. Александр якобы вспомнил о пророчестве в святилище Зевса, данное ему оракулом перед походом в Италию — это ввело его в замешательство, и царь потерял драгоценные несколько минут пребывая в бездействии. Когда же его телохранитель обратил внимание на приближающегося неприятеля Александр очнулся от оцепенения, приказал войскам переправляться и сам погнал коня в воду. Он уже достиг мелкого дна на другом берегу, когда вдруг один из тех самых двухсот луканов, что сражались за него против своих соплеменников и накануне пошли на измену метнул в Александра дротик и поразил его. Царские телохранители убили предателя, но самого Александра уже не спасли. Сраженный он упал с коня в бурную реку и течение вынесло его мертвого к неприятелю.

Александр Эпирский во главе конной атаки. Рисунок с сайта albanopedia.com
Александр Эпирский во главе конной атаки. Рисунок с сайта albanopedia.com

Заключение

По распространенным в то время нравам луканы надругались над телом некогда грозного врага, доставившего им столько горя и страданий (хотя кто сказал, что сейчас происходит по-другому?). Но одна женщина —луканка из знатного рода пристыдила соплеменников взывая к их благоразумию — много их родственников, ее дети в том числе, томились в эпирском плену.

Она упросила вождей отдать ей тело царя, чтобы похоронить как того требовали древние обряды, что и сделала, предав тело Александра погребальному костру. После она сама отвезла сосуд с прахом царя в занятый эпирскими войсками город Метапонт.

Сподвижники Александра после его гибели смогли собрать остатки войск и переправить их на занятые эпиротами территории. Женщина -луканка, имя которой осталось неизвестным, попросила эпирских военачальников отвезти урну с прахом царя в Эпир к его сестре Олимпиаде и жене Клеопатре и передать царственным женщинам просьбу отпустить ее детей домой.

Выполнили сестра и жена (одновременно племянница) Александра просьбу этой женщины, или нет — точно неизвестно.

Александр Македонский, находясь в Азии получил вести о гибели своего дяди в Италии и объявил по македонскому войску трехдневный траур. Яко бы он торжественно обещал перед воинами отомстить за своего отважного родича после завершения Восточного Похода и вторгнуться в Италию.

Вскоре после смерти царя его полководцы вывели оставшиеся эпирские войска из городов Италии, переправив их на Балканский полуостров.

Так закончил жизнь Александр Эпирский, который не был Александром Македонским, но был достойным славы. Яркая жизнь и деятельность героя-племянника оставила его в тени, тем не менее для людей, интересующихся древней историей, Александр Эпирский является сильной личностью, незаурядным полководцем и отважным воином.

Спустя несколько лет после его гибели скончался в Вавилоне его великий македонский племянник. Его сестра Олимпиада и жена Клеопатра стали участниками грандиозной войны за богатое наследство Александра Великого и потерпели поражение. Эпирский трон через двадцать лет захватил двоюродный племянник Александра - Пирр, который, по сути, повторил путь своего дяди - он вторгся в Италию по приглашению того же Тарента возглавив войну с уже бывшим союзником дяди - Римом.

Пирр Эпирский, двоюродный племянник Александра Эпирского. Рисунок из открытых источников.
Пирр Эпирский, двоюродный племянник Александра Эпирского. Рисунок из открытых источников.

После серьезных успехов в войне с римлянами на юге Италии и карфагенянами на Сицилии Пирр, в итоге, также как его дядя Александр рассорился с тарентинцами и покинул Италию. Но это уже другая история.

Спасибо, что дочитали! Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал!

С уважением, Vlad Marcus.