«Откуда на гербе Нижнего Новгорода олень, Мама?» - вопрос от дочери застал меня врасплох. Дорожные знаки «Осторожно, лось!» в области встречаются повсюду. Как-то видели на дороге аварию, случившуюся из-за лося, вылетевшего на дорогу во время любовной горячки. Но вот откуда быть оленю?
История трансформации Нижегородского герба загадочно проносится сквозь века. Лось с оленем периодически сменяли друг друга, пока дело не дошло до козы.
Например, в 16 веке при Иване Грозном у Нижнего Новгорода своя печать, и «числился» на ней запечатлённым олень, якобы и охотился царь в наших краях именно на него.
При Алексее Михайловиче в 17 веке на гербе вдруг появляется лось. По одной из версий, олени через 100 лет перевелись, остались одни лоси, вот и сменили одного «рогатого» на другого. Логично на лосе и остановиться!
Однако при Петре 1 в конце 17-начале 18 века лося нагло вытесняет олень. Историки поясняют, что в этом превращении виноват итальянец: именно житель солнечной страны Франциск Санти рисовал гербы, а для него любой лось - это неудачно нарисованный олень, потому что с первыми он не встречался в природе.
Вот итальянец и повысил градус благородства городу: ведь олени издавна присутствовали на геральдических гербах европейцев как символы благородной крови, а рога означали древо жизни. Поскольку они иногда менялись – то и обновление.
В 18 веке Екатерина 2 законодательно закрепила каждому наместничеству свой герб, Нижегородскому достается опять... олень. Почему?
Мне очень нравится женская версия ответа на этот вопрос: якобы Екатерине 2 показалось, что олень изящнее лося. Прямо так и представила эту великую императрицу в виде девочки с косичками, которая и говорит: «Нарисуйте оленя, это ж красиво!
Но что делать, если по Нижегородской области бегал не благородный, а временами вообще безумный от любви лось?!) Доложили ли об этом Екатерине2? Лоси и олени, конечно, очень похожи! У обоих четыре ноги, хвост и рога! Как выяснилось позже, эти же черты внешности наблюдаются и у козы!
Когда гербы тут и там рисовали «второпях», то получалась игривая коза с приподнятой ножкой. Эдакое «серебряное копытце».
Известный краевед 19 века Гиляровский описывал, что в народе про ресторан с спонтанно написанным гербом говорили «пойдём под козу», а в 20 веке ее роль в значении жизни города закрепили "официально": сделали театральные капустники и поставили эту рогатую на центральную улицу как символ города.
Помимо этого, есть легенда про спасение козой города во время пожара, как иначе? Надо оправдывать появление животного в символике его благородством. Самое приятное, что это позволяет во время строгого поста устроить "козью масленницу", ибо именно тогда это и случилось.
Но меня гораздо больше заинтересовала история, описанная макарьевским охотником в книге «Русская охота» серии «Нижегородские были», о северном олене, который водился в тех местах! Якобы даже обучали его привычкам и особенностям охоты! Вот и ищи правду: олень, лось или коза. А Вам кто больше нравится?