1. Бессловесные сцены
Юмор в фильмах Гайдая базируется на принципах создания и выразительных средствах немого кинематографа. Трюки, драки, погони без слов и под музыку - режиссер снимает свои знаменитые сцены в стилистике раннего комизма («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики).
2. Социальная карикатурность
Персонажи Гайдая – представители самых разных типов советского человека: от романтика-интеллигента Шурика до Труса, Балбеса и Бывалого, чьи имена и внешний вид идеально характеризуют образы.
3. Индивидуализированная мимика и жесты персонажей
Характер героев Гайдай подчеркивает с помощью характерной мимики и жестов, которые свойствены тому или иному персонажу. Так, Шурик интеллигентно поправляет очки, брат жены Горбушкина в «Не может быть!» жульнически вытирает пальцами углы рта, а Козодоев в «Бриллиантовой руке» встряхивает головой как настоящий франт.
4. Роковые красавицы
Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица Наталья Варлей, белокурая Светлана Светличная, танцующая свой знаменитый танец под песню «Помоги мне» - женские образы у Гайдая не по-советски притягательны и сексуальны. При этом режиссер не имел проблем с цензурой благодаря условности комедийного жанра.
5. Абракадабра
Гайдай скептически относился к роли слова в кино, он старался максимально сократить реплики и заменить речь действием. Потому фразы, которые используют его персонажи, зачастую представляют собой набор звуков, эмоционально насыщенных, но лишенных какого-либо смысла. При этом многие из них стали народными афоризмами, такие как «Цигель-цигель, ай лю-лю» («Бриллиантовая рука») или «Бамбарбия! Киргуду!» («Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»).
6. Музыкальность
Большинство фильмов Гайдая – музыкальные комедии. Над музыкой и песнями, которые режиссер использовал в своих картинах и которые неизменно становились хитами, работал постоянный композитор Александр Зацепин («Песенка о медведях», « Если б я был султан», «Постой, паровоз», «Остров Невезения», «Песня про зайцев» и др.).
7. Черные коты
Почти в каждом фильме Гайдай снимал черных котов. Так, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» именно кот первым проникает из квартиры в царские палаты, в конце шапка Мономаха превращается в кота, а в «Бриллиантовой руке» дикий черный кот появляется в страшном сне Козодоева. Говорят, режиссер считал это своим талисманом, приносящим успех картине.
Больше материалов об авторском кино ищите на канале в Telegram.