В 1942 году на смену устаревшему торпедоносцу-бомбардировщику Douglas Devastator пришёл Grumman Avenger («Эвенджер»). Флот США начал программу переподготовки пилотов на новые самолёты. В рамках этой программы с базы Форт-Лодердейл 5 декабря 1945 года вылетело звено из пяти торпедоносцев-бомбардировщиков. Командовал группой инструктор — лейтенант Чарльз Тейлор. Остальные пилоты хоть и проходили обучение, но уже имели около 50-ти часов налёта.
Программа и маршрут полёта были отработанными. Звено должно было произвести бомбометание, после чего пройти стандартный маршрут и вернуться на базу. Все ключевые точки имели необходимые ориентиры, чтобы свести ошибки к минимуму. Прогноз погоды был благосклонен. Запаса топлива хватало на 5 часов, тогда как сам #полёт должен был продлиться около 2 часов. Никаких трудностей быть не могло.
Полёт 19-го звена
Бомбардировщики взлетели днём в 14:10 и взяли курс на восток. Лейтенант Тейлор был позади остальных «Эвенджеров» и контролировал стажёров. Пилоты без происшествий пролетели 100 км и сбросили бомбы в заданной точке.
Спустя полтора часа с начала полёта звено потеряло ориентацию. По непонятным причинам у «Эвенджера» лейтенанта отказала система навигации. Однако у остальных бомбардировщиков она работала исправно, о чём свидетельствовали радиопереговоры.
Переговоры звена были перехвачены лейтенантом Фоксом, который пролетал над Фортом-Лодердейлом. Чарльз Тейлор сообщил о неисправности и запросил показания компасов у одного из стажёров. Фокс сообщил о происшествии командованию и посоветовал Тейлору изменить курс на запад. Проблема заключалась в том, что Тейлор понятия не имел где запад. Кроме того, связь была неустойчива, и помехи мешали координировать звено. Погода начала резко ухудшаться, скорость ветра неожиданно возросла, начался дождь.
В 16:25 с базы Порт-Эверглейдс вылетело спасательное подразделение. Через 15 минут спасатели запеленговали звено у Багамских островов и связались с лейтенантом Тейлором. Был подан запрос на передачу командования другому пилоту с исправными приборами. Однако самоуверенный лейтенант проигнорировал указание.
Тейлор сообщил о том, что звено будет идти своим курсом. «Эвенджеры» направились на север. Для поддержания связи лейтенанта просили перейти на аварийную частоту, но и этим приказом он пренебрёг.
Чарльз Тейлор доверился не сообщениям базы и своих подчинённых, а своей интуиции. В 17:00 лейтенант отдал приказ повернуть на восток. Остальные пилоты недоумевали, так как знали, что база находится в другой стороне. Тем не менее стажёры выполнили приказ и последовали за лейтенантом.
Вскоре Тейлор сообщил, что звено будет лететь до тех пор, пока у них не кончится топливо. Приводнение на большом расстоянии от базы и спасательной группы считалось самоубийством, так как в этом регионе температура воды опускалась до 20 градусов. Кроме того, после 18:00 начало стремительно темнеть.
В 18:20 лейтенант отдал свой последний приказ. Он сообщил, что #самолёты вместе снизятся по мере израсходования топлива. В 19:04 было перехвачено последнее сообщение, в котором один из стажёров вызывал лейтенанта. С этого момента о судьбе бомбардировщиков ничего не известно. Запаса горючего хватало для того, чтобы пилоты достигли берега. Но по непонятным причинам пилоты так и не сумели приземлиться.
Происшествие также дополнилось тем, что спасательная группа вернулась в неполном составе. Один из гидросамолётов словно растворился в небе.
Утром, 6 декабря, началась одна из самых крупных спасательных операций в истории флота США. Для поиска «потерянного патруля» задействовали 300 самолётов и 21 судно. Помощь оказывали и волонтёры. Несмотря на все усилия, «Эвенджеры» так и не нашли. 10 декабря операция была прекращена, а пилоты были признаны пропавшими без вести.
Версии происшествия
Конспирологические версии так или иначе связывают исчезновение звена с аномалиями Бермудского треугольника или деятельностью инопланетян. Однако никаких веских доказательств сторонники этих версии не имеют. В этот день проходили другие учебные полёты по аналогичному маршруту, и никаких происшествий не было зафиксировано.
Причина исчезновения гидросамолёта спасательного подразделения также осталась неизвестной. Были получены сведения капитана танкера, наблюдавшего горящий самолёт. Но поиски с использованием радаров и кораблей береговой охраны не дали результата. Не было обнаружено никаких следов, никаких обломков, ни пятна на воде.
Официальная и самая убедительная версия крушения бомбардировщиков гласит, что звено №19 было потеряно по причине профессиональной непригодности лейтенанта. Чарльз Тейлор имел на своем счету больше 2 500 часов налёта, из-за чего все его действия доводились до автоматизма. Тем не менее во время войны он несколько раз терял ориентацию и был вынужден приводняться. Самоуверенный Чарльз Кэрролл Тейлор, доверявший своей интуиции больше, чем рекомендациям, был признан виновным в гибели 14 человек.
Но и эта версия не способна ответить на все вопросы. Так, до сих пор не ясно, почему лётчики потеряли ориентацию. Маршрут предрасполагал довольно ясные ориентиры, которые инструктор знал наизусть. Почему #пилоты не использовали солнце как ориентир и не взяли курс на запад (в этом случае солнце освещало самолёты справа) также остаётся загадкой.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.
Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.
Другие интересные материалы: