Найти тему

Лучшие киновоплощения персонажей "Эммы" за 50 лет. Часть 2.

Оглавление

Всем привет! Это продолжение статьи, посвященной наиболее удачным образам в экранизациях книги Джейн Остин "Эмма". Первую часть смотрите здесь.

"Эмма" (ТВ). 1996 г. Реж. Дьярмуид Лоуренс.

В 1996 году вышла ещё одна - телевизионная - версия книги с Кейт Бекинсейл в главной роли. Эта экранизация получилась более камерной; в ней больше драмы, чем комедии. Любителям исторических мелодрам с хорошей картинкой и приятным послевкусием этот фильм, безусловно, придётся по душе. Несмотря на небольшой хронометраж, сценарий удачно отражает все перипетии сюжета. Однако от юмора Джейн Остен осталось мало. В основном он выражен в забавных фантазиях главной героини. Что же касается самой героини, Эмма у Кейт Бекинсейл получилась очаровательной немного капризной барышней, как и в книге. Веришь, что от скуки эта девушка решила заняться сватовством. Однако интриганткой эту Эмму не назовёшь. Порой кажется, что она ошиблась с выбором жениха для подруги Гарриет, потому что не знала как поступить, а не потому что задумала выдать ее за другого изначально. Впрочем эта неразборчивость героини без тени лукавства и хитрости тоже имеет место быть. Эмма тем самым получилась такой добродушной, немного наивной девушкой.

Эмма (Кейт Бекинсейл) - в отличии от многих экранизаций в этом фильме брюнетка, но тем более яркая и не менее очаровательная.
Эмма (Кейт Бекинсейл) - в отличии от многих экранизаций в этом фильме брюнетка, но тем более яркая и не менее очаровательная.

Дуэт с мистером Найтли (его роль исполнил Марк Стронг) получился гармоничным. Немного не хватало остроумных диалогов из книги. Но зато у Марка и Кейт получилось показать партнёрские крепкие отношения, которые действительно могли перерасти в глубокие чувства и отличный брачный союз. Мистер Найтли - довольно строгий персонаж. Были моменты, когда обаяние брало верх, и хотелось чтобы их было больше. На мой взгляд, Найтли мог быть более обаятелен, такое впечатление сложилось у меня от прочтения книги.

Эмма (Кейт Бекинсейл) и Мистер Найтли (Марк Стронг).
Эмма (Кейт Бекинсейл) и Мистер Найтли (Марк Стронг).

Неплохо удались образы миссис Уэстон и мистера Элтона. Гарриет Смит - актриса Саманта Мортон - сыграла очень убедительно. Гарриет получилась доверчивой наивной, но взрослеющий с каждым днём девушкой. Почти книжная героиня, но только не внешне. Девушка - совсем уж пичуга, и выглядела она болезненно не только, когда была больна по сюжету.

Эмма (Кейт Бекинсейл) и Гарриет (Саманта Мортон).
Эмма (Кейт Бекинсейл) и Гарриет (Саманта Мортон).

Самыми удачными персонажами данной экранизации, на мой взгляд, являются Френк Черчиль и Джейн Фэрфакс. Френк в исполнении Рэймонда Кулхарда - кривляющийся красавец с притворными ужимками и наигранными манерами, сквозь которые неизменно бьется в глаза огромное обаяние. Именно таким предстает Френк в книге. Его невеста Джейн прекрасна, скромна, но знает себе цену, и может совершать решительные поступки. Актриса Оливия Уильямс с ее необычной благородной красотой отлично подошла на эту роль.

Джейн (Оливия Уильямс) и Френк (Рэймонд Кулхард).
Джейн (Оливия Уильямс) и Френк (Рэймонд Кулхард).
Кстати Оливия однажды сыграла саму Джейн Остин в фильме о писательнице "Любовные неудачи Джейн Остин".

"Эмма". Мини-сериал ВВС 2009 г.

В 2009 г. BBC порадовал очередной многосерийной экранизацией книги Джейн Остин. Получилось очень подробное красивое кинопроизведение, наполненное нужной эстетикой и настроением. Наконец-то нам показали заснеженные пейзажи, а не только зеленые луга Британии. Хронометраж и вполне хороший кастинг позволили отразить содержание книги наиболее точно. Экранизация вышла довольно качественная. Все актеры сыграли ровно, одинаково хорошо справившись с ролями.

Интересный выбор - актер Блейк Ритсон на роль мистера Элтона. Эдакий характерный красавец со скользкими манерами. Почему бы и нет!

Очень порадовало, что уделили должное внимание семейству Найтли (в экранизациях "Эммы" это бывает не часто). Мне понравился замечательный Джон Найтли, сыплющий замечания направо и налево. Много эпизодов, точных диалогов, которые наконец-то раскрывают личность брата главного героя и показывают, зачем он вообще нужен в произведении. Актер Дэн Фреденберг, сыгравший Джона, не лишен обаяния. Он сумел воплотить на экране того самого младшего Найтли, которого и могли бы прозвать брюзгой, но никто не упрекнул бы его в нелюбви к своей семье и дому.

Меня смущала по-началу сама Эмма. Актриса Ромола Гарай, исполнившая главную роль, слишком эмоционально реагировала на всё, выпячивала глаза, строила гримасы с открытым ртом. Это бросалось в глаза, особенно по сравнению со сдержанным кокетством героини Гвинет Пелтроу. Постепенно я привыкла к такому поведению героини и смирилась. Надо отдать должное естественности актрисы, ее безыскуственному очарованию. К тому же Ромола показала ту самую Эмму-домоседку, очень хозяйственную барышню, которой веришь, что она не особо то стремиться путешествовать. Еще меня смущало, что актриса постоянно сутулится, похоже, всё также в силу своей эмоциональной игры. Хотя в конечном счете я пришла к выводу, что этими своими манерами Эмма похожа на своего будущего мужа мистера Найтли. Тем самым, они смотрелись вместе довольно органично, и развитие их отношений было естественным продолжением многолетней дружбы.

Актер Джонни ли Миллер, воплотивший на экране образ мистера Найтли, на мой взгляд, отлично подошел на роль. Энергичный но степенный, домовитый но любящий прогуляться или прокатиться верхом джентльмен. На людях он всегда безупречен, а с Эммой и другими близкими ведет себя очень самоуверенно, раздавая Эмме наставления, причем всегда по делу. Нисколько не смущают его сомнения насчет чувств Эммы к нему. Он действительно переживал, что Эмма посчитает его лишь занудливым наставником, старшим родственником, но не возлюбленным. Актер в этом плане отыграл всё убедительно. А забавные сцены с дремлющим за рабочим столом Найтли - очень хорошая находка.

Надо сказать, что в целом весь сериал построен на подчеркивании дуэта Эммы и Найтли, что, конечно, логично. Каждая серия (а их всего четыре) так или иначе заканчивается сценой, являющейся этапной в развитии их взаимоотношений, включая заключительную прекрасную сцену на море. Да и все персонажи подводят повествование именно к главным героям. При этом сами второстепенные персонажи не лишены индивидуальности и значимости. Раньше я не обращала на это внимание, принимая как должное, пока не посмотрела следующую экранизацию книги, о которой речь впереди.

"Эмма." 2020 г.

Очередная экранизация романа вышла в 2020 г. Фильм мне напомнил телеспектакль. Он и в правду очень театрален. Отличные яркие костюмы и декорации, выверенные мизансцены, четкие реплики и мимика. Также фильм очень музыкален, и вообще наполнен звуками. Эдакая музыкальная шкатулка! Хорошо поставленные сцены, красивая качественная картинка, прекрасные пейзажи - вот, пожалуй, и все главные качества фильма, неустанно напоминающие о мастерстве режиссера Отем де Уайлд именно как фотографа и клипмейкера.

Что касается сюжета, данное кино - скорее фильм по мотивам. Из глубоких смыслов книги в фильме раскрываются немногие проблемы. Изначально "Эмма." позиционируется как комедия, о чем, конечно, понятно по первому трейлеру. Читала, что многие посчитали актеров непривлекательными. Об этом судить не мне. Данный кастинг меня не испугал, скорее наоборот заинтриговал. Вот они чопорные, заносчивые англичане старого времени. Я ждала от фильма остроумия, тонкости шуток и ситуаций, но в итоге всё сводилось к ужимкам и кривляниям. Акцент в фильме ставится на юморе, но он оказался плоским. В итоге получился некий музыкальный водевиль по мотивам книги. К тому же и с любовной интригой переиграли.

Эмма (Аня Тейлор-Джой), Фрэнк (Каллум Тернер), миссис Элтон (Таня Рейнольдс), мистер Найтли (Джонни Флинн), Гарриет (Миа Гот) и мистер Элтон (Джош О'Коннор).
Эмма (Аня Тейлор-Джой), Фрэнк (Каллум Тернер), миссис Элтон (Таня Рейнольдс), мистер Найтли (Джонни Флинн), Гарриет (Миа Гот) и мистер Элтон (Джош О'Коннор).

Относительно персонажей. В целом актерский состав неплохой. Но опять возникло впечатление одной лишь добротной картинки. Актеры сыграли хорошо, но только то, что им дали отыграть, или дали покривляться. Мистер Вудхаус (Билл Найи) и мисс Бейтс (миранда Харт) сыграли на карикатурности, причем большую часть фильма отлично отыграли фон. «Прибавим» к карикатурным персонажам мистера Элтона. Актер Джош О'Коннор создал, безусловно, яркий образ, но он скорее был похож на другого героя Остин - мистера Коллинза.

Остальные герои не раскрыты. Хотя ведь важны для сюжета и миссис Элтон, и Джейн Фэрфакс, и Черчилл. Они получились однобокими из-за нехватки экранного времени и недоработок в сценарии. Семейство Найтли и вовсе превратились в заехавших на огонёк сумасшедших родственников, которые тут же уехали из-за плохой погоды. Сестра Эммы Изабелла пугает своей сварливостью. Может это добавляет юмора, но не понятно зачем они вообще нужны в фильме. Поэтому о наиболее удавшихся персонажах фильма можно говорить, только обратившись к главным героям.

Эмма по книге - пышущая здоровьем, кареглазая барышня со статной фигурой. Актриса Аня Тейлор-Джой - в этом смысле вполне убедительна. А ее нестандартная красота стала свежей ноткой. Но это лишь визуальное наполнение. Героиня была и высокомерной и несчастной, но все это сразу. Не было книжного развития героини. Аня - вполне хорошая актриса, хоть и играет несколько шаблонно, но показала она девушку, скрывающую под маской высокомерности свои комплексы. Капризность, свободный нрав, полноценность и самоуверенность, присущие книжной Эмме (пока она не страдала душевными порывами), в данном кино отсутствуют.

Подруга Эммы Гарриет в исполнении Мии Гот по своему прекрасна в своей веселой простоте и возвышенной романтичности одновременно. Порой актриса второго плана переигрывала главную. В сцене чаепития с Элтонами, Гарриет выглядела достойнее подруги. Ее можно назвать единственным наиболее удачным персонажем данной экранизации, соответствующим книге. Хотя во внешности она и не дотягивает до очаровательной простушки, которая остается хорошенькой даже в слезах. Во второй половине действия Гарриет слишком серьёзна и ранима. Так показана, видимо, польза общества Эммы. Но если этой героини суждено было с середины фильма «поумнеть», то главный мужской персонаж - мистер Найтли - наоборот, кажется, лишился рассудка.

Это конечно не так, просто его герой вдруг становится ранимым, неуверенным в себе. Вот что делает с нами любовь. Такой вывод напрашивается. И это очень мило. Но это, конечно, - не герой Остин. Да, скорее всего, Найтли все это в действительности переживал, но скрывал это так, как и было свойственно ему с начала и до конца. В фильме герой раскрыт совсем иначе. Хотя сам образ, созданный Джонни Флинном, получился интересным (относительно первой половины фильма). Он в меру высокомерен, порой мрачен, но всегда добр и учтив, может быть обаятелен, с чувством юмора, критичен к Эмме и в то же время души в ней не чает. Но под всем этим опять же скрывается полнейшая неуверенность. В итоге, главную пару нам показали как двух закомплексованных молодых людей, которые пререкаются друг с другом, получая от этого удовольствие, потому что похоже в округе не найдется других подходящих для издевок знакомых. И это со стороны смотрелось бы ужасно, если бы мы не знали, что впереди "маячит" любовь. Такой взгляд на главных героев вносит некоторую новизну в сюжет, но они тем самым всё меньше похожи на персонажей оригинальной книги.

Исключая неординарность персонажей, в целом сюжет соответствует книге. И всё бы ничего, но сценарий в итоге вызывает противоречивые впечатления. Вроде бы из книги взяты нужные сцены и реплики, очень логично все расписано. Но это только отдельные эпизоды. А если их все собрать, получается сумбур. Из-за этого персонажи не успевают раскрыться должным образом, глубина и смысл многих моментов в фильме до конца не ясны. Вывод из этого - фильм рассчитан на зрителя, знакомого с книгой, которому всё и так известно. Или, в противном случае, на зрителя, который не хочет вникать в тонкости оригинального произведения, и ему нужен фильм на один вечер.

В заключении скажу, что в сцене объяснения, учитывая общий фарс фильма, конечно, должна была быть какая-нибудь неожиданность. Думаю, не будет большим спойлером сказать, что так и случилось. Героиню решили окончательно поставить в глупое положение, чтобы ей потом не повадно было играть с чувствами других. Эмма от признаний любимого по книге чуть не падает в обморок, так почему бы и не придумать именно такую сцену. И это, как не странно, была самая удачная находка в плане сатиры за весь фильм.

Спасибо за внимание! Смотрите кино, читайте книги, и пусть они будут хорошими.