Наши геологоразведочные работы проходят по дорогам Комсомольского района. Нам повезло, здесь в Комсомольском районе самые лучшие дороги на всём Восточном БАМе, так что техника меньше ломается. Я снова с водителем Андреем на Урале налаживаю оборудование на профиле. Сейчас оборудование загружу в кузов и поедем. Андрей заглянул в кузов и говорит:
- Илюха, эту дребедень сюда лучше положи, - указывая на алюминиевые передаточные блоки.
- Может не надо, а то греметь будут.
- Пусть гремят, мы музыку по-громче врубим, поехали! Ах-ха-ха!!!
В Комсомольском районе нам не пришлось скучать, так как здесь много поселков и деревень с магазинами. Наш Урал техподдержки был везде, и, казалось, что мы с Андреем наизусть помнили названия всех населенных пунктов и магазинов, но однажды, мы не смогли вспомнить…
Едем и на дороге нам поморгал фарами встречный УАЗ «Патриот» чёрного цвета. Мы тормознули не раздумывая, потому что чёрный "Патриот" у нашего замначальника партии. Но в машине оказался какой-то местный мужик мордатый, который сказал нам:
— Я правильно еду в поселок Полина Степенко? - послышалось нам обоим.
Андрей не слышал и не видел такого необычного названия поселка, впрочем, как и я. Андрей призадумался, но всё равно не вспомнил то, чего не видел и не слышал. После паузы он резко и уверенно ответил мордатому мужику: «Да!»
«Патриот» поехал дальше, а Андрея охватило беспокойство:
— Ты слышал что он спросил?!
— Мне послышалось Полина Степенко.
— И мне тоже, но я не слышал такого поселка. Что ещё, блин, за Полина Степенко такая?! Может, он хотел сказать Тавлинка? Была такая деревня в этих краях.
Весь день мы переживали, что, может, мы неправильно сказали мордатому мужику и он вскоре вернётся и нам не поздоровится. Но вечером наш коллега Девяткин, у которого есть карта в планшете, сказал нам, что есть посёлок Полина Осипенко, а не как нам послышалось Степенко. Посёлок этот находится в стороне от БАМовской дороги, а мы, просто, не обратили внимание на указатели. Девяткин рассказал про необычное название посёлка и зачитал всю биографию Полины Осипенко.
Это женщина летчик-испытатель, летавшая ещё в 30-ые годы, одна из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза. В 1937 году Полина Осипенко побила три мировых рекорда высотных полётов. Летом 1938 года она возглавила беспосадочный перелёт Севастополь — Архангельск, в сентябре того же года с экипажем осуществила беспосадочный перелёт на Дальний Восток из Москвы в Комсомольск-на-Амуре на самолёте АНТ-37 «Родина». Из-за плохих погодных условий не удалось найти аэродром в Комсомольске и было принято решение о жёсткой посадке в лесу, Полина Осипенко выжила в этой аварийной посадке. Через год Осипенко погибла в авиакатастрофе. Прах героической лётчицы помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве а населенный пункт Керби в Комсомольском районе рядом с которым была совершена аварийная посадка получил название имени Полины Осипенко.
Вот так вот в работе мы узнаем новое в географии и истории. Едем дальше и попали мы на длинную дорогу из бетонных плит, которая идёт до заброшенной военной части. А теперь урок истории от водителя Андрея:
«А я помню в советское время в 80-ых годах в новостях показывали как самолет не долетел до Комсомольска и вынужденно приземлился на бетонной дороге. Вот это здесь и было".
Доехали до заброшенной военной части, бетонная дорога до которой оказалась ровно на пять километров, мы посчитали по нашим пикетам. Выходит у военных всё чётко! Перед частью дорожная вывеска пос. Лиан.
В заброшенной военной части, где одни развалины зданий, мы, конечно же, решили побывать. Жаль, что там кроме плит, кирпичей и арматуры, к сожалению, абсолютно ничего нет, а я ожидал найти там фуражки, плакаты советских времён с лозунгами, военную литературу, карты и, конечно же, "планы захвата Америки", но нашел только потертую знаменитую желтую пуговицу со звездой и серпом и молотом. На обратной стороне пуговицы была выбита надпись «МОСШТАМП».
От части вдалеке видны в лесу сопки, здания, мачты. Решили рискнуть и поехать к мачтам. Вдоль лесной дороги к мачтам грозные дзоты, вроде, нет никого в дзотах.
Дорога упирается в решетчатые ворота, за которыми длинное трехэтажное здание. У ворот стояла легковушка, вокруг неё молодые ребята, они сказали нам, что дальше не проехать, закрыты ворота и стрельнули у нас сигарету. Уехали мы и как появился Интернет я стал выяснять что же за мачты в поселке Лиан.
Оказалось, здесь была советская система ЗГРЛС - загоризонтная радиолокационная станция для системы раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет, позволявший отслеживать высоколетящие цели на дистанции от 900 до 3000 километров.
Высота мачт около 150 метров, длина — 460 метров. Всего в Союзе установлено три ЗГРЛС. Первая была установлена в 1975 году именно рядом с поселком Лиан. Две другие станции в Николаеве и Чернобыле. После чернобыльской катастрофы на атомной станции, оборудование ЗГРЛС было эвакуировано сюда в Комсомольский район. С помощью этих мощнейших и ультрасовременных на то время радаров военные смогли, в прямом смысле слова, заглянуть за горизонт. Благодаря таким способностям этот комплекс получил название «Дуга». При работе чудо-станции волны неожиданно попадали в эфиры многих зарубежных радиостанций в виде частого стука, словно долбит дятел. В Америке нашу военную разработку так и назвали "Русский дятел" (Russian Woodpecker). "Комсомольский дятел" снят с боевого дежурства 14 ноября 1989 года в связи с изменением международной обстановки.
Чертовски интересно это всё, но пора спуститься с небес на землю, в земле наши "морковки", так на геологическом жаргоне называются сейсмоприёмники. Я лишь подумал, что, может быть, те обычные ребята у легковушки, стрельнувшие у нас сигарету, это замаскированные под обычных ребят кэгэбэшники приглядывают за "Дугой".
Я принялся настраивать наши "морковки" на обочине дороги. На обочине, бывает, валяются пакеты с мусором и Андрей шутливо ругает за это местных жителей:
— Эхх, кругом мусор, совсем комсомольцы совесть потеряли.
А мне прям сходу мысль пришла:
— Совесть комсомольцы потеряли, но название не поменяли, ха-ха…
Но видели мы всё-таки здесь совестливых комсомольцев. Отблагодарили нас мужики на легковушке «Ниссан» за то, что выдернули их из кювета. Я когда трос отцеплял они дали мне 250 рублей. Сев в кабину, я сказал Андрею:
— Они мне двести пятьдесят рублей дали.
— Ну бери их себе, ты же трос цеплял, а я только на педаль нажимал, ха-ха… Что ж, будем брать теперь всегда за буксировку по двести пятьдесят рублей.
Подъезжаем к Комсомольску расставлять аккумуляторы на новый участок работ. Когда ехали, одна из легковых машин, которая тоже ехала на Комсомольск, вдруг, моргнула фарами. «Блин, опять что ли Полина Степенко?!» - выругался Андрей и остановился. Водитель спросил:
— На Комсомольск правильно еду?
— На Комсомольск то?! Правильно-правильно! – не раздумывая легко ответил Андрей, и легковушка пошла на обгон. И Андрей шутливо констатировал: "Уж дорогу на Комсомольск я знаю, это вам не Полина Степенко, ха-ха…"
Несемся на Урале с ветерком и в нашей кабине, вдруг, зазвучали позывные радио «Маяк» а за ними песня:
Заветной весны высота не взята,
И надо с дороги не сбиться.
Мечта наша гордая наша мечта,
Ты можешь на нас положиться.
Мы пройдём сквозь шторм и дым,
Станет небо голубым.
Не расстанусь с Комсомольском,
Буду вечно молодым!
Видеонарезка к песне ВИА Надежда "Не расстанусь с Комсомолом!"