Бурре - это популярный старинный французский танец. Одну из самых красивых композиций в этом жанре сочинил великий Иоганн Себастьян Бах. Но бурре вышло из моды, и его надолго забыли. А в XX веке Бурре ми минор Баха прославилось на весь мир благодаря... рок-музыкантам. Как это вышло?
Поддержать автора: https://yoomoney.ru/to/4100112446122941
Чтобы услышать музыкальные иллюстрации к этому тексту -
СЛУШАЙТЕ ПОДКАСТ:
Бурре (фр. bourrée, от глагола фр. bourrer — делать неожиданные или резкие прыжки) — это балетный термин, который означает особые танцевальные шаги.
Но бурре - это и старинный французский народный танец, который возник в XV—XVI веках, а в XVII веке, с появлением в стране моды на всё "французское", бурре заинтересовались в высших кругах общества, и оно превратилось в один из самых популярных европейских придворных танцев с характерным размером, энергичным темпом и чётким ритмом. А со временем бурре стало частью такого музыкального жанра как инструментальная сюита.
Сюита (последовательность, ряд, вереница) состоит из набора танцевальных пьес различного характера: друг друга сменяют танцы медленные и быстрые, торжественные и весёлые, изящные и стремительные. При этом здесь, как и при дворе, свой строгий порядок: есть главные особы и те, кто их сопровождает. Так, основных танца в сюите четыре: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. В XVII веке в сюиту стали включать более современные танцы - гавот, менуэт и бурре. Они заняли строго определённое место - между сарабандой и жигой - и выполняли роль некоего интермеццо, перехода от одной части к другой. Все пьесы в сюите объединяет одна тональность, они перекликаются интонациями и контрастируют, оттеняя таким образом друг друга.
Форму сюиты очень любил Иоганн Себастьян Бах, великий музыкальный архитектор, который, соединяя самые разные танцевальные жанры, создавал из них цельную богатую возвышенную музыку. Сюиты он сочинял для отдельных инструментов и инструментальных ансамблей.
Всего он написал шесть Французских и шесть Английских сюит и шесть партит. Почему они так называются, точно неизвестно. Английские якобы заказал некий англичанин. Французские - предположительно потому, что в них были французские танцы и манера французских клавесинистов. Эти сюиты самые несложные - скорее всего, Бах сочинял их для любителей помузицировать дома и начал экспериментировать, противопоставляя пьесы и образы разного эмоционального содержания. В Английских сюитах и партитах масштаб уже больше, а пьесы становятся более виртуозными и концертными.
Всемирно известное ныне Бурре ми минор Бах включил в Сюиту ми минор BWV 996, которая, судя по названию, предназначалась для лютни, но оригинальных нот не осталось, и есть предположения, что Бах исполнял её и на клавесине.
Однако сейчас Сюиту ми минор часто играют на струнных инструментах - гитаре, мандолине, а также на лютне и клавесине. Но популярнее всего Бурре ми минор - среди гитаристов.
После Великой Французской революции и наполеоновских войн бурре вышло из моды и было забыто, как всё французское. Но концу XIX века бурре стало возвращаться в академическую музыку романтического стиля. Камиль Сен-Санс включил бурре в «Овернскую рапсодию», которая по форме является сюитой, а Эммануэль Шабрие написал оркестровую пьесу «Фантастическое бурре».
Но в ХХ веке именно Бурре ми минор Иоганна Себастьяна Баха неожиданно получило новую жизнь и стало вдохновлять современных музыкантов.
По соседству с Йеном Андерсоном, флейтистом и лидером группы Jethro Tull, жил студент консерватории, который долго пытался разучить бурре Баха на гитаре.
Йен уже развлекался на концертах импровизациями и искал другие интересные темы. Мелодия бурре надолго засела у него в голове. Он нашёл ноты, переложил их для флейты и сделал превосходную аранжировку в джазовом стиле: добавил синкопы, сместил акценты и в целом довольно далеко ушёл от основного мотива.
Впервые эта игривая очаровательная импровизация была исполнена в 1969 году на альбоме Stand Up, а затем стала одной из кульминаций концертов Jethro Tull и визитной карточкой группы - во время импровизации Йен ещё и стоит на одной ноге, имитируя танцевальные па.
Сам Андерсон рассказывает, что легко относится к исполнению его музыки другими, поскольку и сам заимствовал темы:
"Обычно разрешаю - почему бы и нет. Я ведь и сам когда-то делал нечто подобное с записями классической музыки - заимствовал из них основную мелодическую линию или гармоническую последовательность, а все остальное радикально переаранжировывал на свой лад. Мне кажется, что если бы Иоганн Себастьян Бах дожил до наших дней, он не имел бы ничего против этого".
Интересовались Бурре и другие рок-музыканты - его играли Led Zeppelin на концертах, вставляя в свой Heartbreaker. Импровизировал на эту тему и Ингви Мальмстин. Джон Лорд сочинил собственное Бурре для своего альбома "Сарабанда".
Ну и известная и вместе с тем загадочная история - Пол Маккартни рассказывал, что именно Бурре ми минор Баха и его вариации вдохновили его на создание песен Blackbird и Jenny Wren. По словам Пола, ещё будучи совсем юнцами, они с Джорджем Харрисоном пытались выучить Бурре в качестве эффектной пьесы "для повыпендриваться".
Пол уверяет, что адаптировал часть Бурре, изменив тональность на соль мажор, и использовал этот фрагмент в начале Blackbird и всю музыкальную идею - в гитарном аккомпанементе. На самом деле найти следы Бурре ми минор Баха в Blackbird и Jenny Wren сложно - хотя сами песни очень похожи. И обе прекрасны. Если на их создание Пола вдохновил Иоганн Себастьян Бах - ему тоже за это большое спасибо!
Смотрите видеоверсию этой истории:
Благодарю за внимание!
Если будет время и желание, загляните:
YouTube RuTube Nuum Telegram Boosty
И слушайте подкаст «Истории о песнях»!
Поддержать автора: https://yoomoney.ru/to/4100112446122941