Найти в Дзене

Что такое SPAC и насколько интересны IPO таких компаний

Выход на биржу уже давно является одним из ключевых достижений для любой успешной компании. В прошлом публичное размещение акций компании через IPO показывало миру, что ее бизнес зарекомендовал себя и готов к «игре в высшей лиге». Даже несмотря на то, что преимущество сохранения статуса частной компании в течение более длительных периодов в последнее время стало очевидным для большего количества бизнесов, публичная торговля акциями на крупных фондовых биржах по-прежнему остается отличительной чертой самых успешных и знаменитых компаний.

Однако сам процесс IPO в последние годы становится препятствием для выхода некоторых компаний на рынок. Значительные затраты и усилия по соблюдению правил, регулирующих первичное публичное размещение акций, сдерживают многие компании от проведения IPO, поэтому некоторые из них стали искать альтернативные методы предоставления своих акций для покупки обычным инвесторам. Один из таких методов связан со «SPAC-компаниями» (от англ. special purpose acquisition company). Это компании, единственной целью существования которых является слияние с другими частными компаниями, желающими стать публичными, которые, по каким-либо причинам, стремятся избежать процесса IPO. Кроме денежных средств на балансе, у SPAC нет других активов. Отсутствует также какая-либо история деятельности или бизнес-план, а биржевой график представляет собой почти идеально прямую горизонтальную линию с крайне редкими «всплесками» в ту или иную сторону, которые, впрочем, всегда быстро нивелируются.

Эти организации созданы специально в качестве подставных компаний и не имеют собственных коммерческих целей. Вместо того, чтобы заниматься бизнесом самостоятельно, каждый SPAC стремится приобрести уже существующий бизнес. Если SPAC успешно находит подходящий бизнес, то он сливается с этой компанией. С этого момента SPAC идентифицирует себя в качестве составной части приобретенного бизнеса. Различные SPAC создаются с разными целями. Некоторые предоставляют своим руководителям полную свободу действий при покупке любого типа бизнеса, который они захотят. Другие нацелены на более конкретные группы компаний в определенных секторах, отраслях или географических регионах.

Преимущество, которое SPAC предлагает своим потенциальным кандидатам на слияние, — это упрощенный процесс предоставления их акций публичным инвесторам. Сам SPAC проходит процесс регистрации IPO в Комиссии по ценным бумагам и биржам США (КЦББ), когда впервые предлагает свои акции государственным инвесторам. Хотя слияние SPAC с другой компанией и вызывает дополнительные требования КЦББ по раскрытию информации, но это, как правило, гораздо менее обременительно, чем заполнение полного регистрационного заявления по форме S-1, которое необходимо для проведения IPO.