А и в самом деле, какой смысл вкладывали маркетологи в слово Scala назвав так блочную мини(а скорее миди) -систему из 90-х: Скала в смысле каменный утёс? Монументальный и незыблемый. Или это был намёк на музыкальность и имелся ввиду оперный театр в Милане(лично я склоняюсь именно к этому варианту)? А может это вообще не Скала, а Шкала или какая то аббревиатура? Одно можно сказать достаточно определённо: минисистема получилась неординарной как по конструкции, так и по звучанию и сегодня хочется напомнить об этой модели тем, кто забыл или вкратце рассказать тем, кто и не знал о её существовании.
В 90-е одним из первых дилеров, торгующих аппаратурой марки «SONY», в моём городе была компания «Центр-ВаКо»(«ВаКо»-это аббревиатура из первых двух букв фамилий совладельцев компании). У меня с ребятами было в то время некое подобие сотрудничества и поэтому возможность относительно близкого знакомства с продукцией тоже была. Даже каталог, пару сканов с которого я сделал для статьи, на обороте имеет штампик «Центр ВаКо»(см.фото)
Конечно дорогая техника в то время (как и сейчас) в ТОПе продаж не была. Если брать сегмент муз.центров то львиная доля реализованных аппаратов приходилась на модели из линеек MHC и LBT, но взоры зевак, посещавших центральный салон компании(в филиалах ассортимент был представлен не полностью), притягивали другие аппараты. И среди них блочный стереокомплекс SONY Scala. А было это...либо в 1996-м либо в начале 1997-го. Я конечно благополучно забыл сколько стоил комплект «Scala» в то время, но точно достаточно дорого даже для меня, хотя я в то время уже неплохо зарабатывал. Сложно мне описать и звучание - всё таки с тех пор я так больше и не слышал не только эту модель от SONY, но и вообще колонки с электростатическими излучателями. А ведь именно они делают звучание Scala уникальным. Но в данном случае понятие «уникальный» несёт несколько иную смысловую нагрузку. Просто колонки с электростатами заметно отличаются по звуку от колонок на традиционных динамиках. Создаётся ощущение что звучание идет не из колонок, а рождается прямо в воздухе и при этом получается столь же воздушным. Насколько это эффектно, настолько же и...непривычно. И видимо привыкнуть сложно. Иначе бы за прошедшие годы технология смогла завоевать множество новых поклонников( напоминаю что описываю звучание по воспоминаниям четвертьвековой давности. Возможно сейчас я бы воспринял его несколько иначе). Однако что тогда, что теперь слово «электростаты» у большинства ассоциируется лишь с Martin Logan. И, кстати, посмотрите на фото ниже колонки Martin Logan Expression ESL 13A.
Не создаётся впечатление что колонки от комплекта Scala в каком то смысле их уменьшенная( в 3-3,5 раза)копия? Во всяком случае концептуально. И там и там за НЧ отвечает традиционный динамик и лишь на более высоких частотах в работу вступают электростаты. И вот тут было бы любопытно взглянуть на АЧХ колонок от «SONY» да и на схему кроссовера - уж больно любопытно как там инженеры всё «раскроили». Но к сожалению ни схемы, ни данных АЧХ я не нашёл. Жаль конечно.
Поскольку я «побежал впереди паровоза» и уже успел высказаться по поводу АС то пора вернуться к составу и рассказать о других «вагонах». Под «вагонами» как Вы наверное уже поняли, подразумеваются остальные блоки из которых сформирован состав состоит система.
Вообще этих блоков шесть, но поскольку два из них: усилители, просто разных моделей, то в реальности полный комплект выглядит так: CD-плеер, кассетная дека, тюнер, минидисковая дека, усилитель (ТАЕ-S1 либо TA-S2). Типоразмер компонентов: миди. Цвет фронтальных панелей серо-серебристый. Естественно присутствует и пульт ДУ -он универсальный и позволяет управлять всеми компонентами системы. Но минидисковая дека комплектуется ещё и собственным пультом. И, кстати, минидисковая дека не входит в стандартный комплект, а идёт как опция и, соответственно, можно было этот опциональный компонент приобрести, а можно было отказаться.
Среди прочих особенностей комплекта: горизонтальная ориентация магнитофонной деки(она однокассетная). Приём далеко не новый. Всё та же SONY впервые использовала подобную компоновку в своих магнитофонах еще в 70-е годы, а в начале 80-х и в СССР в кассетной деке Радиотехника М-201 можно было наблюдать аналогичное техническое решение (заимствованное или нет - сейчас не имеет значения).
Отличия же усилителей при полной внешней идентичности вот в чём: S1 немного мощнее(2х50 Вт) чем S2 (2х40 Вт). Но зато у S2 выходной каскад реализован на полевых (MOSFET) транзисторах и это даёт ключевое отличие в звучании. Про S1 рекламные проспекты умалчивают, но вероятнее всего у него выходной каскад на биполярах. Однозначного определения что лучше: MOSFET или биполяры конечно нет. Тут всё сводится к личным предпочтениям каждого. Одному нравятся пельмени с кетчупом, а другому-с майонезом (уксусом, горчицей - нужное подчеркнуть). Лично я люблю МОСФЕТЫ за основательный, насыщенный вкус звук. Причём именно подход фирмы SONY к МОСФЕТам мне нравится в первую очередь. И даже не в поздних моделях, а в более ранних - конца 80-х. Это 333-я и 555-я модели из линейки ES. При этом 555-я, а также более поздние «мосфетофские» SONY из 90-х: TA-FA5ES и TA-FA7ES успели какое-то время поработать и в моём звуковом тракте.Так что тема для меня знакомая.
А возвращаясь к комплекту SONY Scala хочется сказать вот ещё что:
Конечно в текущих реалиях ни внешний вид ни звучание данной системы уже не поразит нас так, как это случилось в 90-е. Но это потому, что 25 лет по человеческим меркам очень большой срок и за эти годы удалось переслушать такое огромное количество аппаратуры, что каждый аппарат лишь маленькая песчинка в этой песочнице. В той самой песочнице, в которой взрослые дяди продолжают играть в свои (в какой-то мере детские) игры. Но разве плохо, будучи взрослым, оставаться в душе ребёнком и продолжать верить в то, во что верил в детстве? Думаю что это замечательно. И вот на этой оптимистичной ноте я и закончу сегодняшнюю статью.
P.S. Было дело тогда, в 90-е в магазине "Центр-ВаКо", о котором идёт речь в статье, я покупал приятелю видеокамеру. И немного удалось поснимать там, в магазине. Фрагмент той съёмки у меня сохранился и я сделал с него несколько скриншотов. SONY Scala Вы на них не увидите-это было ещё до появления данной модели. Но, возможно, данные кадры кому-то что-то ностальгическое навеют.