Человеку не дано знать своё будущее и это, пожалуй, для него - благо. Неведение позволяет нам сохранять оптимизм, надежду и планировать свою жизнь на позитиве. Но и любопытство вещь увлекательная, а местами, так просто жизненно необходимая. Поэтому с глубокой древности, века, этак, с каменного, людьми были изобретены многочисленные способы предвидения ближайшего будущего - гадания. Доказать невозможно, но можно предположить, что сначала это были гадания, в рамках промысловой магии, на добычу или улов, а уже много позднее - на урожай, приплод скота, на судьбу, да и, наконец, на "суженого-ряженого". Имея ввиду, что потребность в пище у человечества сформировалась намного раньше брачных отношений. "Жизнь" у гадания, как явления культуры, сложилась непростая, состоящая из взлётов и падений, всеобщей популярности и гонений. Сегодня, и иудаизм, и христианство, и ислам, и, разумеется, академическая наука однозначно осуждают гадания. Впрочем, сказать, что в этой связи, гадания утратили популярность у людей, было бы неправильно. И в настоящее время гадания вызывают неподдельный интерес. Но если наши предки в своих "прозрениях в будущее" опирались на народные традиции, формировавшиеся веками, и круг прошедших через горнило "естественного отбора" гадателей, толкователей снов, ворожей, знахарей, шаманов и пр., то сегодня, единственное, на что мы можем твёрдо опереться, это на письменные свидетельства прошлого. В России гадания, как и иные проявления народной культуры, систематически стали фиксировать только с первой половины 19 века. Именно это столетие дало нам ряд ярких публикаций, в которых описывалась не повреждённая поздними стилизациями исконная ткань народной жизни.
К одной из таких публикаций, в связи со святочными гаданиями, и хотелось бы обратиться. Почему именно святочными? Лишь по одной причине: святочные гадания считались на Руси наиболее важными и достоверными. Они проводились самостоятельно, не в связи с каким-нибудь обрядом зимнего цикла и касались двух важнейших, как для отдельного человека, так и для всей крестьянской общины, тем - достатка (урожай/приплод скота) и судьбы (замужество). Для современного человека темы достатка и судьбы также не утратили своей актуальности.
Итак, в 1837—1839 годах выходит четыре выпуска исследования «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», написанных историком, этнографом, фольклористом и магистром словесных наук Иваном Михайловичем Снегирёвым (1793-1868). Ценность этого издания, кроме того, что это первая научная публикация материалов по русскому народному фольклору, ещё и в том, что информаторами-рассказчиками у Ивана Михайловича и у учёных, которые поделились с ним своими фольклорными записями, были люди пожилые, преимущественно, родившиеся в 18 веке. Поэтому, нам с вами предстоит познакомиться с гадательной практикой, применяемой 200-250 лет назад.
Гадают на Святки, от первой звезды в канун Рождества (ночь с 6 на 7 января) и до первой освященной на Крещение воды (ночь с 18 на 19 января). Наиболее благоприятными для гадания считались Рождественский (6 января), Васильевский (13 января) и Крещенский (18 января) вечера. Поскольку, основу святочных гаданий составляли, всё же, гадания на замужество, то мы начнем с примера гадания на урожай, а далее уже перейдём к основной теме.
Гадание на урожай: "...В канун Нового года, около полуночи, двенадцать стариков (по числу месяцев в году), избранных всем обществом за примерную жизнь и испытанное благочестие, идут к церковной паперти и ставят здесь снопы хлеба - ржи, овса, гречи, проса, льна и пр., а также кладут картофель. Наутро Нового года те же двенадцать стариков приходят в церковную ограду и замечают: на каком из снопов больше инею, того хлеба и надо всего больше сеять...". Вот так, просто и незатейливо обеспечивается гарантия хорошего урожая.
Гадание на кольцах: со всех участников гадания собирают украшения, в основном, кольца. Выкладывают их на поднос, вперемешку с кусочками хлеба, и накрывают полотенцем. Участники поют хвалебную песню хлебу, после чего начинается гадание. Первая часть гадания похожа на современную игру в "фанты". Ведущий не глядя достаёт из-под полотенца украшения, соведущий говорит, что нужно владельцу сделать (обычно кого-нибудь поцеловать, потанцевать или спеть). Когда остаётся последнее кольцо, ведущий катит его по полу. Для каждого места остановки кольца есть своё толкование, но если кольцо укатилось к двери, это верная примета, для девушки - замужеству, для парня - к дальней дороге.
Гадание окликом: Девушки ночью выходят на улицу и у первого встречного спрашивают имя. Это и есть имя будущего мужа. Иногда окликают, швырнув в незнакомца горсточку кутьи (сладкая каша).
Гадание подслушиванием: Девушки ночью под окнами чужих домов подслушивают чужие разговоры. В зависимости от темы и интонации подслушанной беседы, определяют, будет ли их будущая семейная жизнь спокойной, весёлой, скучной или скандальной. Вариацией этого гадания является подслушивание ночью у дверей пустой церкви. Если им слышится печальное пение - это к скорой смерти, весёлое - к свадьбе.
Гадание курами/петухами: Нужно не глядя, ночью, снять с насеста курицу или петуха, принести домой, где уже разложены и расставлены: кусочек хлеба, плошка с водой и кольца - золотое, серебряное и медное. В зависимости от первоначального выбора птицы и определялись наклонности и достаток будущего мужа: пьяница (вода), бедняк (хлеб), богач (золото), средняк (серебро) или нищий (медь). Цвет и состояние оперения курицы/петуха подскажет, будет ли жених светлым, тёмным или рыжим.
Гадание лошадьми: Выводили в полночь лошадь из конюшни, заставляя переступать через оглоблю или жердь. Заденет ногою лошадь оглоблю - муж будет сердитый, а жизнь семейная несчастная, пройдёт не коснувшись - все будет хорошо и гладко. Либо, садятся верхом, с завязанными глазами, на коня и дают ему волю. Куда пойдёт - в той стороне и суженый.
Гадание на лай собак: Девушки выходили ночью к забору и приговаривали: "Залай, залай, собаченька...". В какой стороне слышали лай, туда и придётся замуж идти. Далеко лает собака, новый дом тоже будет далеко, близко лает - дом суженого недалеко. Глухой или сиплый лай - муж будет старый, звонкий лай - молодой.
Гадание обувью: Бросают башмаки через ворота на улицу, потом выходят и смотрят. В какую сторону носок повёрнут, в той стороне будущий муж и живёт. Если носок в сторону родного дома повёрнут, в этом году замуж не выйти.
Гадание на воск/олово: Растапливали воск или олово и лили их в воду. Получившиеся причудливые фигуры и подсказывают ближайшее будущее: если на гроб похожа - к скорой смерти, на венец - замужеству, на дом - к перемене дома и т.д.
Гадание на судьбу: Берут три вещи, головной убор, кусочек хлеба и кусочек дерева и раскладывают их по разным горшкам. Горшки произвольно передвигают, закрыв глаза. Потом, так же, с закрытыми глазами, достают какую-нибудь вещь из горшка. Головной убор - к замужеству, хлеб - ещё год в родительском доме жить, дерево - к скорой смерти.
Гадание коровьей шкурой и хлебом: В полночь девушки выходят к проруби, взяв с собой кусок коровьей шкуры, хлеб, нож и скатерть. У проруби расстилают шкуру, кладут на неё хлеб и нож. Сами садятся рядом в центр очерченного круга, накрыв себя скатертью, взяв друг друга за мизинцы, и слушают. Послышится звон бубенцов - к свадьбе, людской гомон - к хорошему урожаю и т.д. Похожее гадание, когда выходят ночью на перекресток и, очертив в центре круг, прислушиваются к звукам.
Гадают колосом, подходя к стогу и, с закрытыми глазами либо закинув голову назад, выдёргивают ртом соломину. Окажется с колосом, муж будет богатый, без - бедный, Гадают с помощью свечи или свечей и зеркал, выглядывая в бесконечных коридорах отражений образ жениха.
Гадания сном: Кладут под подушку гребень и укладываются спать, со словами: "Суженый-ряженый, причеши мне голову...". Во сне должен явится будущий жених и причесать невесту. Или из прутиков делают подобие моста, помещают под подушку, и предлагают "суженому" во сне явится и перевести через мостик. Из этой же серии гадание: высыпают в напёрсток воды напёрсток соли и выпивают. После чего, укладываются спать, приговаривая, чтобы "суженый" во сне напоил избранницу.
Наконец, весьма рискованное для здоровья святочное гадание приводит в своей книге "Нечистая, неведомая и крестная сила" (1899) этнограф Сергей Васильевич Максимов: "...Еще более оригинален другой вид крещенского гадания: в сочельник, после заката солнца, девушки нагие выходят на улицу, полют снег, кидают его через плечо и затем слушают - в которой стороне послышится что-нибудь, в ту сторону и замуж выдадут...".
К слову, С.В. Максимов прекрасно объяснил присутствие во многих гаданиях мрачной темы ожидания скорой смерти, передав атмосферу, в которой впечатлительные девушки пытались определить суженного, судьбу и ближайшее будущее: "...Почти на протяжении всех святок девушки живут напряженной, нервной жизнью. Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу им чудится присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой избе слышится топот и возня чертей, которые до самого Крещения свободно расхаживают по земле и пугают православный люд своими рогами, черными рожами...". Но ни страх перед нежитью, ни нарушение церковных уставов. ни риск получить в результате гадания страшное предзнаменование не останавливало наших предков, как не останавливает и большинство из нас сегодня, перед соблазнительной перспективой заручиться поддержкой на будущее самой судьбы.
"Прошедшее - забыто, грядущее - закрыто, настоящее - даровано".