Найти в Дзене
Жизнь Аристократки

Что было в моде в предвоенном Кенигсберге? Небольшой исторический экскурс в Восточную Пруссию.

Оглавление

Чаще всего о Восточной Пруссии говорят в контексте военной истории. Вспоминаются или походы тевтонских рыцарей и их войны с прусскими племенами, или события двух мировых войн, и, в частности, знаменитый город-крепость Кенигсберг. Привлекает наш край к себе и исследователей паранормальных явлений, древних сказаний и всевозможных загадок прошлого. Но есть у этой земли и ее древней столицы, основанной на Королевской горе еще в 1255 году, и совершенно иная сторона жизни, вовсе не связанная с фортификацией, кровопролитными сражениями и даже мистическими тайнами. Как и все передовые крупные города европейских держав, Кенигсберг в предвоенный период представлял собой центр развития моды. Горожане обоих полов, но, конечно же, в первую очередь, прекрасная половина жителей, активно стремились к следованию за этой, столь переменчивой и капризной дамой.

Променад Замкового пруда. Кенигсберг, начало ХХ века.
Променад Замкового пруда. Кенигсберг, начало ХХ века.
Экономический кризис периода Веймарской республики не мог не повлиять на все сферы жизни. Естественно, сказалась на них и безработица 1920-х. Все это привело к тому, что начавшиеся 30-е годы ознаменовались значительными изменениями в моде. На первый план вышла практичность в одежде, ведь горожанам приходилось экономить буквально всем. Самостоятельный пошив одежды стал привычной нормой для жительниц Восточной Пруссии, благо многие из них умели кроить и шить на довольно хорошем уровне. В тот период широкого начала распространяться бижутерия, ведь позволить себе дорогие ювелирные изделия могли далеко не все. Помимо украшений, искусственными были и цветы, украшавшие головные уборы и платья. В обиход вошли различные комбинации и сочетания ранее не носимых совместно деталей образа. И, конечно же, повседневный образ дам упростился, по сравнению с предыдущими десятилетиями.
-2

Одна из отличительных черт тогдашней одежды - широкие плечи. Если в самом начале 1930-х годов их «расширяли» различными сборками на рукавах и с помощью шарфиков, то в одежде, выпускаемой ближе к середине десятилетия, сам покрой предполагал расширение. В 1936 году появились подплечники. С весны 1929 года появилась тенденция к удлинению юбок, которые сначала стали шить длиной до середины икры, а к 1930 году - до щиколотки.

-3

Чтобы не тратить деньги на покупку новых платьев, предприимчивые пруссачки удлиняли уже имеющиеся посредством всевозможных оборок и клиньев. Вечерние платья также шились исключительно «в пол», и имели глубокие декольте или открытую спину. Даже мода на танцы «подстроилась» под тенденции в одежде: стали популярными фокстрот, танго и свинг, которые удобно танцевать в длинном платье.

-4

Силуэты оставались максимально естественными, соответствующими фигуре, а индивидуальность создавалась посредством всевозможных декоративных элементов в виде складок, драпировки или комбинаций различных по фактуре тканей. Последние, как правило, были недорогими: хлопчатобумажные, трикотажные, льняные материалы или искусственный шелк. Пользовались спросом и изделия из твида. Расцветка изделий могла быть или однотонной, или с узором в виде цветов, полосок или клетки.

-5

В рассматриваемый период наблюдалась тенденция к уменьшению размеров дамских шляпок, становившихся все меньше с каждым годом, и наконец, ставших исключительно декоративным аксессуаром, крепившимся к голове резинками, часто в заломленном набок виде, и украшенным перьями и искусственными цветами.

-6
После Берлинской олимпиады 1936 года весьма модной стала одежда в стиле баварского женского национального костюма Dirndl. Это блузки, сарафаны и платья, имевшие рукава-фонарики, часто пошитые из ткани в горошек, и юбки «солнце-клёш». Тогда же в фасоны женской одежды стали добавлять характерные для военной формы детали, такие как накладные карманы, погончики и ремешки. Распространение впервые получили тренчи - дамские пальто, созданные по мотивам войсковых шинелей.
-7

Распространение увлечения спортом среди широких слоев населения также отразилось на массовой моде. Спортивная одежда начала активно использоваться, и очень быстро превратилась в одежду для активного отдыха. Ультрамодными в первой половине 30-х стали оттенки белого. Дело в том, что одежду для летних видов спорта, таких как теннис и яхтинг, шили именно белого цвета. Тогда же обрели известность и шорты, но исключительно как элемент спортивного костюма.

Юная жительница Кенигсберга в спортивной одежде.
Юная жительница Кенигсберга в спортивной одежде.

Из спортивного стиля одежды дамы позаимствовали и такую всеми любимую летнюю обувь, как босоножки. В неофициальной обстановке вместо чулок стали использовать белые носочки, на которые уже надевали туфли с открытыми носком и пяткой.

-9

Особого упоминания в статье о кенигсбергской моде заслуживает "Gebrüder Siebert" - можно сказать, модный центр города. Братья Зиберт основали свой торговый дом 5 сентября 1861 года, в год, когда в России отменили крепостное право, и он функционировал вплоть до конца Второй Мировой войны.

-10
Данный универмаг, пожалуй, можно сравнить с московским ГУМом: его считают одним из известнейших и солидных предприятий Кенигсберга. Располагался он в историческом центре, в самом сердце города - на Кайзер-Вильгельм-Платц. Эта площадь находилась когда-то прямо напротив Королевского замка: сейчас на ее месте в районе Эстакадного моста пересекаются Московский и Ленинский проспекты.
Воздушный переход между двумя корпусами торгового дома "Братьев Зиберт".
Воздушный переход между двумя корпусами торгового дома "Братьев Зиберт".

В 1906 году братья Зиберт владели 11-ю зданиями площадью 7000 кв. метров, и 50-ю складами. В штате фирмы работало 250 сотрудников. Универмаг "Gebrüder Siebert" на протяжении 83-х лет радовал модниц Восточной Пруссии и гостей города своим широчайшим ассортиментом, и оставался ведущим торговым предприятием в данном сегменте рынка на территории провинции.

Витрина "Gebrüder Siebert".
Витрина "Gebrüder Siebert".
  • В связи с высокими ценами местные дамы редко заглядывали к "Братьям Зиберт", но в связи с популярностью магазина у приезжих, придумали поговорку: «Быть в Кенигсберге и не побывать у Зиберта — все равно, что быть в Риме и не увидеть папы». История прославленного центра восточно-прусской моды оборвалась внезапно: британская бомбардировка 1944 года стерла весь исторический центр города с лица земли. Вместе с великолепными шедеврами средневековой и более поздней архитектуры, был уничтожен и знаменитый универмаг Зибертов.
-13

Благодарю за внимание, если Вам понравилась статья, то буду счастлива принять Вас в качестве подписчика на моем канале, а лайк сделает меня чуточку счастливее и придаст уверенности в себе!