Найти тему
Литература о жизни

Настоящий сатана или нет? Образ Воланда в романе "Мастер и Маргарита"

Оглавление
Кадр из сериала "Мастер и Маргарита"
Кадр из сериала "Мастер и Маргарита"

Привет! С вами филолог, который всегда старается дать новый анализ, которого еще нет в интернете.

Образ дьявола – несомненно, самый яркий фантастический образ в романе "Мастер и Маргарита". Но что это за дьявол такой? Все ли с ним в порядке? Отвечает ли персонаж романа на самом деле своему традиционному образу, своей роли? Давайте попробуем разобраться!

С одной стороны, в романе "Мастер и Маргарита" используется будто бы христианская символика и постоянные аллюзии на всем известные произведения с образом дьявола - это "Фауст" Гете и опера Шарля Гуно по этому произведению.

Мы знаем, что М. Булгаков очень любил "Фауста" и знал наизусть оперу.

Мефистофель, соблазнивший главного героя поэмы Гете - персонаж коварный и гнусный, желавший погубить душу ученого, чтобы сделать его своим рабом в царстве смерти. То есть гетевская трактовка сатаны - классически-христианская.

По Евангелию, дьявол хочет погубить душу человеческую и является настоящим противником Бога. Он, сказано в Новом завете, «как лев рыскает, ища кого поглотить». Ненавистник всякого порядка и добра, он равнодушен ко всякой правде, всякой справедливости.

Не так обстоит дело в романе Булгакова... Писатель не принимал Евангелие на полную веру, потому и использовал для своего романа не признанные официальной церковью источники.

И что же мы видим в романе?

Воланд - крайне романтизированный образ Дьявола.

Булгаковский образ сатаны никак не напоминает посетителя Фауста у Гете. Сатана Булгакова – это не Сатана по Евангелию. Не то истинное воплощение истинного зла, что фигурирует, скажем, в "Фаусте" Гете, и в христианской традиции.

Более того, его веселая и дружная свита имеет невероятно привлекательное чувство юмора и те же приятные качества характера, что и «мессир», просто до поры до времени скрываемые под маской беспощадного хулиганства.

Образ Воланда имеет двойственность.

Этакую амбивалентность, которая не отталкивает, а наоборот, делает персонаж близким и понятным любому человеку: одна сторона его существа признается автором темной, зато другая – светлой, подчиненной высшему порядку. Не это ли - метафора любого из нас?

Не случайно один глаз Воланда горит «как солнце», символ любви и добра (безумный зеленый глаз), тогда как другой глаз — мертв, холоден и пуст.

У Булгакова, как и у романтиков, образ демона выражает протест против существующего порядка вещей –

например, против власти, против реакции, против скуки бытия, наконец. Так и Демон Лермонтова не воплощает собой абсолютное зло, а является изгнанником, способным ценить красоту, пламенеть душой и даже втайне любить.

Это роднит булгаковского Сатану с романтическими трактовками этого библейского образа, и здесь можно вспомнить как французских романтиков, так и английских, а из отечественных - Лермонтова.

Подробнее о романтическом Дьяволе я писала в статье о "Демоне" Лермонтова.

Как и у романтиков, весь образ Воланда построен на контрастах,

причем не только в портретных описаниях, но и в том, как персонаж отражается в зависимости от части произведения.

В романе две части. И если в первой части показана масса пугающего в образе Воланда, то во второй части (в которой с Воландом начинает взаимодействовать Маргарита) герой предстает практически как приятный, положительный персонаж.

Даже Иван Бездомный, от яростной погони за Воландом вначале сошедший с ума, после встречи с мастером постепенно меняет  свое отношение к дьяволу полностью.

И по мере того, как роман близится к концу, персонаж Воланда становится все более привлекателен и для Маргариты, и для Ивана, и для мастера.

И есть отчего – ведь он, тот самый Воланд, крайне  благоприятно воздействует на их самоосознание, на их нахождение самих себя, своего призвания и признания, то есть на всю их судьбу.

Обрисовка предводителя сатанинской "шайки" развивается в сторону все большей романтизации и идеализации по мере развития сюжета. То есть главный черт становится все более привлекательным и возвышенным.

Образ Воланда в финале романа показан совсем эпическим, по-фольклорному сказочным.

Там происходит мифологизация демонических сил Воланда и всей его свиты. Они входят в историю мира как нечто закономерное, как тот мощный и таинственный хаос, который содействовал рождению всего сущего.

Например, когда Мастер прощается с Москвой, прежде чем покинуть землю навсегда -

"... остановил его только страшный свист Коровьева, от которого треснула земля и вырвало дуб".

В этой фантастической гиперболе заключена явная аллюзия на соловья разбойника. Этот свист знаменует превращение шута Коровьева в героя древнего хаоса.

Покинув же землю и летя в загробном пространстве, вся дьявольская компания окончательно приобретает свои истинные (то ли романтические, то ли сказочно-мифологические) черты, сбрасывая земные шутовские маски:

«И, наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь – только глыба мрака, и грива этого коня – туча, а шпоры всадника – белые пятна звезд».

Итак, Воланд показан князем той тьмы, что, по мысли Булгакова, по-своему прекрасна и необходима во вселенной

Зло является частью космоса (миропорядка), а вовсе не символом абсолютного всепоглощающего хаоса и разрухи. (Вообще - спорная мысль!)

А вам кого напоминает Воланд, и почему?

Согласны вы с Булгаковым, что зло так же необходимо, как добро, и что тень так же важна, как и свет?

Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.

Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!