Практически на любом собеседовании при найме на работу вас будут спрашивать о то, где вы работали раньше, что вы там делали и почему ушли. И вся эта часть разговора – сплошное минное поле. Потому что тут очень легко ошибиться и попасть в ловушку HR-директора или руководителя, который проводит собеседование.
О чем же надо помнить?
Не приукрашивайте слишком явно.
На собеседованиях врут все. Даже те, кто считает, что говорит только правду, сам того не замечая, приукрашивает действительность и преувеличивает свою роль в компании. Так устроен человек.
Каждый второй поёт о том, что на прошлом месте работы вся компания только на нём и держалась. И когда спрашиваешь: а почему же они уволили такого ценного работника, в ответ как правило получаешь что-то невнятное. Либо обвинения в адрес предыдущего руководства, либо какую-то мутную историю, которая вызывает еще больше сомнений.
Не надо басен и сказок, говорите близко к правде. Ведь в любой нормальной компании ваши слова будут проверять.Подумайте, а вы сами бы поверили в вашу историю или засомневались бы в ее правдивости.
Не ругайте предыдущее начальство.
Это, казалось бы, прописная истина, но на каждом третьем собеседовании я слышу от соискателей рассказы о том, какой прежний начальник был самодур, хам, жмот и дилетант. Допускаю, что это правда. Но вы видите меня первый раз в жизни и поливаете грязью человека, с которым до этого работали, получали от него деньги и т.д. Даже если он обидел вас незаслуженно и выгнал, чтобы освободить рабочее место для своей любовницы – не надо мне про это рассказывать на первой же встрече.
Это не лучшим образом вас характеризует и натолкнет будущего работодателя на мысль, что и о нём вы будете говорить примерно то же самое, когда уволитесь.
Не рассказывайте о внутренней кухне компании, из которой уволились.
Конкурентную разведку никто не отменял. Но необязательно засылать шпиона внутрь к соперникам, можно пригласить на собеседование человека, который от них уволился, посулить ему работу и хорошую должность и активно его поспрашивать о том, как устроен бизнес конкурентов.
И многие начинают выдавать коммерческие тайны одну за одной прямо на первом собеседовании. И не только коммерческие, но и интимные подробности о личной жизни руководства и менеджеров среднего звена: кто с кем, когда и в какой, простите, позе.
Я не возьму такого человека на работу никогда, потому что потом он также и про нашу компанию будет все выкладывать незнакомым людям. Я понимаю, что излишне говорить, что это не соответствует нормам порядочного поведения. Но пусть вас остановит хотя бы мысль о том, что это помешает получить работу.
Будьте максимально конкретны.
А о чем же рассказывать? – спросите вы. Рассказывайте конкретику – что вы делали, а самое главное, что сделали. Говорите о результатах и достижениях. Причем обязательно от первого лица. Когда кандидат говорит на собеседовании "мы" – мы продавали, мы работали – я думаю не о том, что он командный игрок, а о том, что он спортсмен, который получил медаль потому, что вся команда получила, а он при этом мог сидеть весь матч на скамейке запасных.
Если вы перечислите функциональные обязанности, которые выполняли и этим ограничитесь – этого тоже будет мало.
Расскажите конкретно, каких успехов добились, какие были достижения. С фактами и цифрами. И объясните как и за счет чего добивались результатов, чтобы я понимал, что это реальная история, а не очередная басня о том, какой вы великий или великая.
Именно тут можно продемонстрировать понимание работы отрасли, показать профессиональные знания, упомянуть о полезных связях, которые у вас есть и т.д.
Именно такой обстоятельный и конкретный рассказ и «продаст» вас работодателю лучше всего.
А вот тут можно прочитать мою статью о том, как подготовиться к онлайн-собеседованию
И если вам нравятся мои материалы, подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации на эту и другие интересные темы.