Найти тему
ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ

Боинг вернулся в 70-е. Второй подряд провальный год для американского концерна

За последние 2 года Боинг из лидера превратился в главного неудачника среди крупнейших мировых авиапроизводителей. По итогам 2020 года Боинг откатился на уровень 70-х годов прошлого века, когда его европейский конкурент Эйрбас только начинал свою 50-летнюю историю успеха. Взглянем внимательнее на статистику поставок гражданских самолётов Боинг за 2019 и 2020 годы.

Примечание: Как мы уже писали здесь, Боинг завышает статистику за счёт включения в неё самолётов военного назначения. Все приведённые ниже цифры взяты с официального сайта компании, но поставки и заказы по военным самолётам исключены.

Семейство Б-787

Поставлено авиакомпаниям в 2020 году: 53 самолёта (-66%)

В России Дримлайнер никому не нужен. На МАКС-2019 его показывали только в виде макета
В России Дримлайнер никому не нужен. На МАКС-2019 его показывали только в виде макета

В этом году проблемы затронули и это успешное в прошлом семейство. Темпы выпуска резко снизились с 14 до 6 самолётов в месяц. Принято решение о закрытии сборочной линии 787 в Эверетте (штат Вашингтон). Производство останется только в Южной Каролине. Штат Вашингтон в ответ грозится лишить Боинг налоговых льгот. Кроме обвального падения спроса на дальнемагистральные самолёты у Б-787 были выявлены сразу несколько производственных дефектов, которые привели к задержкам поставок.

Количество невыполненных заказов - 469. В первом квартале 2020 года на Б-787 было размещено 29 заказов, но в дальнейшем заказчики отказались от 44 самолётов.

Семейство Б-777

Поставлено авиакомпаниям в 2020 году: 26 самолётов (-42%), из них только 4 пассажирские

Один из грузовиков получила в 2020 году российская группа Волга-Днепр
Один из грузовиков получила в 2020 году российская группа Волга-Днепр

Поставки Б-777 за 2 года упали на 46%. Причём спасают семейство грузовые версии самолёта, доля которых в 2020 году составила 85%. Темпы производства были скорректированы с 5 до 2 самолётов в месяц. Программа находится в процессе смены поколений. На первое поколение Б-777 осталось 58 заказов, из них 41 - грузовые.

Второе поколение Б-777Х уже отстаёт от графика на 2 года. Количество заказов на Б-777Х составляет 309 самолётов, но почти все заказы сделаны крупными ближневосточными и азиатскими авиакомпаниями, которые в 2020 году пострадали очень серьёзно. Запланированный ещё на 2019 год первый полёт Б-777Х всё-таки состоялся в 2020 году. Сертификация точно не будет окончена в 2021 году.

В 2020 году поступило 13 заказов на грузовой вариант Б-777. В то же время авиакомпании отменили заказы на 17 пассажирских самолётов Б-777.

В 2020 году последние 3 самолёта Б-777 должен был получить в свой авиапарк Аэрофлот. В нынешних условиях эта поставка как минимум будет отложена, а возможно и отменена.

Семейство Б-767

Поставлено авиакомпаниям в 2020 году: 19 самолётов (-5%)

Заказы от американских FedEx и UPS позволяют программе 767 протянуть ещё пару лет. Фото с сайта Боинга
Заказы от американских FedEx и UPS позволяют программе 767 протянуть ещё пару лет. Фото с сайта Боинга

Спроса на пассажирские версии Б-767 в мире нет, заказы поступают только на грузовые варианты исключительно от американских авиакомпаний. Количество невыполненных заказов на Б-767 составляет 44 самолёта, обеспечивая загрузку производства примерно на 2 года. Текущий темп производства – 36 самолётов в год (включая военные заказы). Судьба программы предельно ясна - после выполнения оставшихся заказов на рубеже 2022-2023 годов Б-767 уйдёт в историю.

Семейство Б-747

Поставлено авиакомпаниям в 2020 году: 5 самолётов (-29%)

3 грузовых Б-747 до сих пор числятся в книге заказов за нашей авиакомпанией Волга-Днепр. Реально этот заказ уже отменён.
3 грузовых Б-747 до сих пор числятся в книге заказов за нашей авиакомпанией Волга-Днепр. Реально этот заказ уже отменён.

Все 5 самолётов поставлены американской грузовой авиакомпании UPS. Она же получит в 2021 году оставшиеся 8 самолётов. После поставки этих самолётов программа 4-двигательного Б-747 будет окончательно закрыта с фиксацией убытков на разработку последнего поколения Б-747-8, спрос на которое оказался в 10 раз меньше чем на предыдущие поколения Б-747.

Семейство Б-737

Поставлено авиакомпаниям в 2020 году: 29 самолётов (-74%)

Ютэйр отложил поставки опасных Б-737 MAX до 2023 года. Вероятно, заказ будет отменён в будущем.
Ютэйр отложил поставки опасных Б-737 MAX до 2023 года. Вероятно, заказ будет отменён в будущем.

Самое проблемное семейство в линейке Боинга. За 2 года после двух катастроф Б-737 МАХ поставки сократились на катастрофические 95%. В 2020-2021 гг. в результате авиакатастроф в Иране, Турции, Индии и Индонезии потеряно ещё 4 самолёта Б-737.

В 2020 году случилось сразу 2 печальных для Боинга события. Производство предыдущего третьего поколения 737 NG в январе было прекращено из-за отсутствия спроса. Одновременно с этим событием также было полностью остановлено производство самолётов четвёртого поколения 737 МАХ, которое в 2019 году Боинг поддерживал на уровне 42 самолёта в месяц, несмотря на запрет на их полёты. В результате все возможные стоянки для самолётов оказались забиты невостребованными самолётами. В настоящий момент производство возобновилось с минимальными темпами.

В начале года Боинг оптимистично рассчитывал к концу 2020 года восстановить производство до уровня 57 самолётов в месяц. Естественно, этот прогноз не оправдался. Год спустя Боинг стал осторожнее и теперь планирует вывести производство 737 на уровень 31 самолёт в месяц к 2022 году. И старый, и новый прогноз представляется нам невыполнимым, о чём мы многократно писали в наших ежемесячных обзорах.

После катастрофы 737 МАХ в Эфиопии 10 марта 2019 года все полёты этого типа были остановлены. 20 месяцев спустя, в ноябре 2020 года запрет был снят в США и Бразилии. Но кардинально это ситуацию никак не изменило. На земле по прежнему остаются большинство из 400 ранее доставленных самолётов 59 авиакомпаний. Ещё около 380 выпущенных самолётов до сих пор не доставлены и простаивают на заводах Боинга. Спустя 2 месяца после снятия запрета 737 MAX выполняет единичные пробные рейсы, авиакомпании при этом пытаются оценить реакцию пассажиров на возвращение самолёта.

Портфель заказов на 737 MAX стремительно сокращается и на конец 2020 года составляет 3321 самолёт. За 2019 год программа 737 сократилась на 183 заказа, в 2020 году отменено уже более 1200 заказов. Реальная картина вероятнее всего ещё хуже. На стадии юридического оформления отказов числятся ещё 710 самолётов. Для наглядности скажем что в книге заказов Боинга до сих пор числится норвежский заказ на 97 самолётов, от которых Norwegian отказалась ещё в июне.

В России в 2020 году наконец стартовал процесс БОИНГОЗАМЕЩЕНИЯ. Заказ на 35 самолётов 737 MAX отменила российская лизинговая компания. О переговорах по отмене заказов на 737 МАХ также сообщали авиакомпании Ютэйр и Победа. Уральские авиалинии, С7 и Нордстар пока не определились.

Итоги

Всего в 2020 году Боинг поставил 132 самолёта, из них 46 - грузовые. Поставки упали за год на 61%. Если вспомнить, что в первом провальном году падение составило 56%, за 2 кризисных года поставки Боинга обвалились на катастрофические 83%. Общее количество полученных Боингом в 2020 году заказов второй раз за 30 лет оказалось меньше отменённых. Антирекорд года – минус 1026 чистых заказов, что полностью совпало с нашим прогнозом.

Наш прогноз на 2021 год

В связи с частичным снятием запрета на полёты 737 MAX Боинг естественно покажет некоторый восстановительный рост, но к уровням 2018 года не вернётся уже никогда.

В оптимистичном варианте, если Европа и Китай признают повторную сертификацию Боинга-737 МАХ, поставки могут вырасти до 400 самолётов. Вероятность этого варианта на сегодня не более 10%.

Реалистичный вариант - 250-300 самолётов (вероятность реализации 60%).

В худшем для Боинга сценарии поставки не превысят 200 самолётов. Пока вероятность этого варианта около 30%.

В наших ежемесячных обзорах крупнейших авиапроизводителей мы будем уточнять прогнозы по мере развития ситуации.

ТОП 10 наших статей в 2020 году по мнению читателей:

Боингозамещение в России. Процесс запущен

Достижения Суперджета в России. Очевидные и невероятные

Как продвигается сертификация самолёта МС-21? Состояние проекта на осень 2020 года

У России наконец появляется полноценная линейка гражданских самолётов

Глазьев объяснил зачем нужно развивать отечественное авиастроение

В России запускаются сразу 3 крупных проекта с отечественными самолётами

Парк Суперджетов в России ожидает взрывной рост

Суперджет и его реальные конкуренты

Самолёт Л-410. Уже наш или ещё чешский?

Кто и как распространяет ложь про российские самолёты