Июнь 1959г. город Свердловск.
Разговор прокурора-криминалиста прокуратуры Свердловской области младшего советника юстиции Петрова Л.Н. и судмедэксперта областного бюро судебно-медицинской экспертизы по Свердловской области Рождественского Б.А. Их встреча была неофициальной и проходила в городском парке имени Маяковского.
-Послушайте, Лев Никитич, я не понимаю-к чему этот разговор?-недоумевал судмедэксперт Рождественский.-Я ведь ещё в конце мая ответил на Ваши вопросы в ходе допроса.
-Да, ответили, Борис Алексеевич.-подтвердил Петров, протирая платком очки.-Это было 28 числа.
-Да, точно. 28-го.-вспомнил Рождественский.-Так что-ещё один допрос? Тогда будьте добры-всё как положено, по повестке..
-Борис Алексеевич, дорогой. В тот-же день, то бишь 28 мая уголовное дело о гибели туристов в районе горы Отортен прекращено за отсутствием состава преступления.-сообщил Петров.-Так что наш разговор-сугубо частный.
-Что?!-ошарашенный Рождественский привстал со скамейки.-В тот-же день?!
-Да-да.-подтвердил Петров.-В тот-же самый день я закрыл дело. Сядьте, Борис Алексеевич, а то люди подумают что мы повздорили.
Рождественский сел удивлённо глядя в лицо Петрову.
-Удивлены?-спросил Петров надевая очки.
-Не просто удивлён-поражён.-ответил Рождественский.-Отсутствие состава преступления, значит? Ну хорошо. А какова причина гибели? Что написано в деле?
-"Причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии».-процитировал Петров фразу из постановления о прекращении уголовного дела.
Рождественский захохотал. Прохожие, гулявшие в парке, с любопытством посматривали на двух мужчин.
-Стихийная сила!!-едва вымолвил судмедэксперт, давясь от смеха.-Это какая-же стихийная сила так выборочно покалечила людей?!Какая стихийная сила одних разложила под деревом, других-на склоне, а третьих-загнала в ложбину ручья?!
-Тише, Борис Алексеевич.-попросил Петров оглядываясь вокруг.-Я прошу Вас..
-Простите, Лев Никитич.-сказал Рождественский.-Скажите, а вот это всё-закрыть дело, написать такое смешное заключение о причине гибели группы-Вы сделали по своей инициативе или..?
-Или.-ответил Петров сверля немигающим взглядом из-за линз судмедэксперта.
Рождественский с минуту молча смотрел на прокурора-криминалиста, а затем кивнул и отвернувшись, сказал:
-Понятно. А впрочем-ничего не понятно..Вы позвали меня сюда сообщить о закрытии дела?
-Не только.-ответил Петров.-Дело закрыто. Но я хочу услышать от Вам кое-что для себя лично.
-Что-же Вы хотите от меня услышать?
-В протоколе допроса Вы охарактеризовали причину гибели последних-тех, что из ручья..Вы можете вот сейчас, ещё раз повторить или опровергнуть свои слова? Повторяю-наша встреча неофициальна, это нужно только для меня лично.-попросил Петров.
Рождественский молча достал портсигар, вынул сигарету и не торопясь, всё также молча закурил.
-Дядя, дай закурить!!!
Крик подкравшегося сзади мальчишки заставил Рождественского вздрогнуть. Он поперхнулся и закашлялся. Его лицо побагровело.
-А ну пошли отсюда!-крикнул вставая Петров.
Мальчишки-беспризорники убоявшись прокурорского кителя бросились врассыпную.
Прокашлявшись, Рождественский, сделал глубокую затяжку и выпустил колечко дыма. Петров терпеливо и молча ждал. На лице судмедэксперта появилась кривая усмешка. Накурившись, он наконец подал голос:
-Слушайте, Лев Никитич. Вы ведь тоже воевали.. На каком фронте?
-На Карельском. С 43-го в Гвардейском отдельном истребительно-противотанковом дивизионе..Орудийный номер один..-ответил Петров.
-Угу. Ну а я с самого начала и до 43-го, пока не был ранен, служил санинструктором на Юго-Западном.-сказал Рождественский и вновь замолчал. Его взор был обращен в никуда. В его голове снова звучали выстрелы, взрывы и крики раненых бойцов, которым он оказывал помощь..
Петров тоже вспомнил войну-как её забыть? Вспомнил он и попадание немецкого снаряда в соседнюю батарею..И что было с теми, кто попал под действие взрывной волны..
-Слушай, Лев Никитич..Ничего что я на "ты"?
Петров махнул рукой в знак согласия.
-Мы ведь с тобой много повидали раненых и убитых в результате взрывов, верно? Я-то их столько повидал в силу своей специальности, что меня, как говорится, на мякине не проведешь..Сколько я их вытаскивал..Говорил на допросе, скажу и сейчас. Для меня причина смерти группы Дроздова-как на ладони! Все эти травмы-результат воздействия воздушной взрывной волны! Покажи их любому фронтовому врачу-и он подтвердит мои слова! Ну вспомни-снаружи вроде совсем мало повреждений-а внутри у человека все кости переломаны! Взрыв-он и в наше время взрыв!"Стихийная сила"..
Произнеся последние два слова, бывший военный санинструктор и сегодняшний судмедэксперт презрительно сплюнул.
-Спасибо, Борис Алексеевич.-тихо сказал Петров.
-Лев Никитич! Раз уж наша встреча неофициальная-я могу задавать вопросы?-спросил Рождественский.
-Конечно.
-Скажи-каковы результаты химической экспертизы?-спросил судмедэксперт.
Петров усмехнулся:
-А я не видел протоколов химэкспертизы.
-Как не видел?!-удивился Рождественский.-Я ведь взял фрагменты внутренних органов для дальнейших гистологических и химических исследований. Это ведь зафиксировано в деле, в актах исследования! Как-же так?!
-А вот так, дорогой мой. Экспертиза была, но протоколы изъяты.-ответил Петров.-Как и фрагменты органов..
После этих слов прокурора-криминалиста Рождественский обхватил руками голову и беззвучно засмеялся. Петров взглянул на часы.
-Торопишься, Лев Никитич?-спросил Рождественский.
-Да нет. Привычка..-ответил Петров.-Борис Алексеевич, помнишь того-самого старшего? Серебрякова?
-Да уж. Такое трудно забыть.-ответил судмедэксперт.-Фронтовик, награды имеет. И в наколках, словно урка..Да и наколки какие-то странные..Такую тарабарщину себе может наколоть человек, который явно не в себе..Ты знаешь, Лев Никитич, я даже запомнил эти буквы. "Г.С" ДАЕРММУАЗУАЯ ". Вот что это такое?!
-Не знаю..У меня сложилось впечатление что это и не Серебряков вовсе..-сказал Петров.-А уголовник какой-то. Но одежда-то вся их..
-Ещё один вопрос, Лев Никитич!-сказал судмедэксперт с кривой и ироничной улыбкой на лице.-Можно?
-Давай.-согласился Петров.
-А вот скажи мне..-Рождественский глядя в глаза Петрову сделал паузу.-Скажи мне-в начале февраля их всех девятерых в тот самый морг принесла та-же самая стихийная сила? И унесла обратно-тоже она?
Петров вскочил со скамейки как ужаленный. Его глаза дико блуждали за стеклами очков.
-Ты..ты!!-он запнулся и замолчал. Рождественский тоже встал во весь рост. Со стороны казалось, что двое мужчин что-то не поделили и выясняют отношения.
-Слушай, Боря.-дрожащим голосом сказал Петров.-Если хочешь жить-больше никогда-слышишь-никогда!Никому никогда не говори об этом! Понял?!
* * *
Июнь 1960г. Красноярский край, Исправительно-трудовой лагерь, ст. Решоты.
В Сибири Семен уже бывал, работая на турбазе "Артыбаш", что на Алтае. Но никогда, ни в каком страшном сне он не думал и не гадал вновь очутиться в Сибири не в должности инструктора по туризму, а в качестве заключенного..И вот сейчас, находясь на захолустной станции Решоты, которая ещё недавно входила в систему Краслага, Семен снова и снова вспоминал всё что произошло с ним после того как он поменялся одеждой с Геной. С Геной, который свалился с неба..
Когда Семен вышел на один из кордонов Печоро-Илычского заповедника, ему удалось убедить егеря кордона в том, что он-лётчик в отпуске. Знакомясь с егерем, он подавил в себе внезапное желание представиться Геной и он сказал пожимая руку бородатому мужику:
-Меня Александром зовут. Можно я поживу тут у вас немного? Устал я от города, хочу в тишине, на природе пожить. Я помогать тут вам буду-дровишки заготавливать, снег чистить.
-Ну живи, коли человек хороший.-согласился егерь оглядывая лётное обмундирование Семена.-А чегой-то ты, Лександр, один? Откель будешь-то?
-Я из Сыктывкара.-ответил Семен.-А чего один..Да вот никто из коллег не захотел идти со мной..
-У нас тут заповедная зона вобщэ-то.-сообщил егерь.-Ну лётчикам наверное можно..
Прожил на кордоне Семен аж до мая-месяца. Активно помогая егерю по хозяйству на кордоне и удивляя мужика огромностью своего отпуска, Семен тем не менее не питал особых иллюзий насчёт дальнейшего пребывания здесь. Обдумывая свои дальнейшие предполагаемые действия, он раз за разом упирался в тупик. Тотальный контроль за гражданами в Советском Союзе не позволял ему каким-то образом стать другим человеком. А представляться своим настоящим именем он не собирался. У него не было сомнений в том, что после этого человек по имени Семен Серебряков проживет недолго..
Но больше всего Семена угнетала мысль о том, что он никогда больше не увидит родственников. И маму..
"Милая, дорогая моя мамочка. Прости меня пожалуйста-и прощай.."
Рано или поздно придётся с кордона уйти. Егерь и без того поглядывал на загостившегося "лётчика" с подозрением. Странный лётчик какой-то: ни сменного белья нет, ни личных вещей..
Но куда идти?! В любом населенном пункте его появление в любом случае вызовет вопросы у местных органов власти и милиции. Первым делом у него потребуют документы. И вот тогда всё будет плохо..
В один из майских дней егерь ушёл на охоту. Его не было трое суток. На четвертые сутки отсутствия хозяина кордона рано утром Семен услышал лай собаки егеря. "Наконец-то."-подумал Семен и вышел в одних трусах на крыльцо.
Егеря не было видно. Зато очень хорошо было видно трёх милиционеров, один из которых направлял на Семена пистолет..
-Документы!
Это слово, произнесенное в требовательно-угрожающем тоне, Семен ожидал услышать рано или поздно. И вот он его услышал. И ответил:
-Потерял в походе, начальник.
А что он ещё мог сказать?
* * *
Несколько суток, проведенных в СИЗО Сыктывкара, допросы у следователя, угрозы.
Но Семен стоял на своём.
-Фамилия, имя, отчество!
-Медняков Александр Ефимович.
Ни за что он не назовёт свои реальные имя и фамилию!
-Место жительства, кем работаешь?!
-Город Пермь, улица Ленина, 17. Кладовщик.
-А документы где?
-Украли..
-Ну что-ж, проверим.
Проверка показала что по указанному Семеном адресу не проживало никаких Медняковых..
-Ну что, кладовщик х...ов? Ты не крутись давай, всё равно раскрутим! Где форму лётчика взял? Украл?
Семен молчал.
-Я тебя спрашиваю, шкура! Украл?!
Семен молчал.
-Так и запишем.
Результатом "расследования" стало следующее. Неустановленное лицо без документов обвиняется в краже лётной формы, которая являлась социалистической собственностью. Итог-10 лет заключения в ИТЛ. Когда его посадили в этапный вагонзак-больше всего он боялся попасть в Ивдельлаг. Совершая путешествие в "столыпине", осужденные до самого конца пути не знают куда их везут. Шагая под конвоем в туалет, Семен осмелился спросить:
-Начальник, будь добр, скажи направление.
-Сибирь.-буркнул конвойный.
Так Семен очутился на станции Решоты, а вскоре-после пересыльного пункта-в лагере. И тем не менее, ему крупно повезло..
Почти сразу после прибытия в лагерь, его вызвали к начальнику охраны жилой зоны. Семен доложил как положено, вытянувшись по военной привычке.
Мрачный офицер охраны системы ИТЛ и осужденный за хищение государственного имущества долго и молча рассматривали друг друга. Семену казалось, что он раньше где-то видел этого человека в форме.
-Сапер?-спросил вдруг офицер.
Семен вздрогнул. Неужели его узнали?!
-Так точно. Южный фронт, до Сталинграда..-ответил Семен.
-Ну а я в заградотряде вас встречал, когда вы драпали от Харькова!-сообщил начальник.-Помню я тебя! Медников Александр, значит..Вот на лица у меня хорошая память-а фамилий всех не помню! Сколько этих документов пересмотрел..Слушай, не в твоем отделении был командиром армянин? Говорливый такой. Я чуть было не арестовал его..
-Н-нет, не в моём.-ответил Семен. Он вспомнил как этот офицер в составе заградотряда Сталинградского фронта проверял у них документы.."Чёрт, ну и память у этих чекистов. Только бы фамилию мою не вспомнил!"
-Библиотекарем пойдёшь?-спросил офицер.
-Так точно, пойду!
Продолжение следует.