Если вспоминать молодость... то никак не обойти это озеро. На нем можно сказать , проходило мое становление во-первых просто как заядлого рыбака, во-вторых, как рыбака самостоятельного. То есть ездящего на рыбалку в компании друзей, без родителей и прочих "взрослых".
Расположено озеро неподалеку от Зеленогорска, и примерно так же недалеко от станции Комарово. Серьезной рыбы там нет. Плотва, мелкий окунь, щучка - до кило. Все озеро мелководное, глубины 2-3 метра, берега местами чуть заболочены, окружает озеро высокий сосновый лес.
Сейчас оно находится в курортно-дачной зоне, и похоже даже в черте города, настолько разросся Питер своими дачными поселками слуг народа. Да и тогда, хоть это было и не в черте города, но место для отдыха уже было довольно популярное, и доступное.
Первое знакомство.
Первая поездка на Щучье была одной из редчайших поездок на рыбалку с мамой и отцом. Отец был с нами в разводе столько, сколько я себя помню. Но первые мои рыбалки были все же с ним, лет до восьми или девяти он все же поддерживал с нами отношения, и заболел рыбалкой я конечно с его подачи. Рыбаком он был заядлым, и как я понимаю, это тоже послужило одной из причин развода. Мама к рыбалке весьма равнодушна. И конечно хотела больше внимания к себе, и ко мне. А отец , пытался как минимум совмещать свидания со мной и мамой с поездками на природу. Может это потом проявилось и во мне? Но речь конечно не об этом, а о первой поездке на озеро Щучье.
Это был какой-то весенний день, когда отец и мать были оба выходные, молодые, и таки договорились поехать за город вместе. Я не помню, сколько мне было лет, наверное лет шесть, потому что в школу я еще не ходил. Как ехали на озеро я уже и не помню, остались в памяти только ощущения яркого весеннего дня, уже по летнему жаркого, какие-то жердочки, перекинутые через болотистую линию берега, по которым папа выходил к озеру, мама боялась меня отпускать с ним, он смеялся, и показывал, что можно спокойно и без жердочек ходить.
Помню, что удочки то ли вырезали, то ли нашли уже сухие, срезанные палки на берегу, с собой точно не везли, подозреваю, что если бы он сказал маме, что едем на рыбалку или она бы что-то такое заподозрила по его экипировке, то и не поехали бы никуда. Но, несколько мотовил с леской-крючками поплавками у папки в загашнике оказались, и мы настроили удочки, и даже мама ловила. Причем отдельная радость была искать для папы и мамы наживку в прибрежной траве - шитика, в травянистых и палочковых домиках. Другой наживки тоже не было.
И как первые, пойманные вместе, серебристые рыбки потом долго висели сушились у отца между окнами, и я все ждал, приходя к нему в гости, ну когда же мы будем есть улов...
Вот такое ощущение далекого детского праздника оставила у меня первая поездка на это озеро. И потом, уже самостоятельно приходя на него я пытался найти "то самое место", где с отцом так азартно и результативно ловили весеннюю плотву. Но в одну и ту же реку не войти дважды, а ту же плотву и вовсе поймать нельзя.
Как я начал курить.
Следующая ступенька освоения озера была связана уже с возрастом 12-14 лет, когда мама снимала дачу в Ленинском, на время своего отпуска, и мы месяц жили в сараюшке, больше похожей на курятник, но зато "на свежем воздухе". Таких же "дачников" на территории, принадлежавшей хозяевам участка , было наверное семей пять. Наш дачно-курортный бизнес тех времен мало чем отличался от высмеянного во многих анекдотах и песнях тех лет, южно-курортного.
Помните детскую песню:
Мы решили как-то раз,
Что поедем на Кавказ
На кавказе нас уж поджидали
За сарай, где жили куры
С нас хозяева три шкуры
Раз... и сняли...
Там много еще чего снимали с наивных туристов... Но я уже песню и не помню, только эти строчки, потому что вполне они соответствовали и нашей ситуации.
Я думал в нынешнем Ленинском уже и не осталось таких построек, все заполонили дома городского типа и дачи ИЖС очень обеспеченных людей, но порывшись в панорамах яндекс карт нашел таки "курятнички", видимо одни из последних, сохранившихся. А когда-то таких сараюх во дворе каждого дома было несколько штук. И заборов таких глухих не было. Атмосфера дачной тусовки была очень доброжелательная, все вечерами собирались во дворе, пили чай, играли в разные игры, в основном в карты, а днем ходили в лес и на озеро.
Первый год, в основном ходил с мамой. Хоть сейчас и говорят, что в СССР было так спокойно, что дети гуляли без родителей, но 12 летнего пацана одного все же мама не рисковала отпускать, поэтому даже на рыбалку приходилось ходить с ней, на то самое Щучье озеро, которое от Ленинского располагалось примерно в трех километрах. И конечно я завидовал соседу по этой даче - Славке, которому было 16 лет, у которого был мопед!!! И он сам катался каждый день на озеро. Он завесил плотвой половину забора.
А у меня в улове были только полупрозрачные окушки, которые ловились штучно , но зато в течении всего дня. Мама не хотела вставать утром на рыбалку, ни в какую, а окуни подходили под берег и днем. И я очень любил даже не столько ловить, сколько высмотреть стаю этих "барбусов", плавающих под берегом, на песчаной отмели...
Но ловить то хотелось плотву.
И на следующий год, когда мне было уже тринадцать, ситуация поменялась кардинально. Нас стало четверо. Потому что родители моего одноклассника Лешки , наслушавшись мою маму о райском житье в курортном районе под Питером, тоже сняли дачу недалеко от нас. А с Лешкой мы были друзья неразлей-вода. А еще у Лешки был старший брат Димка, правда всего на год старше, но вместе мы были уже вполне самостоятельной боевой единицей. И еще к нам присоединялся четвертый приятель - Юра, просто дачный сосед, и уже в такой компании мы ходили на озеро самостоятельно.
Из нас четверых по рыбалке фанател в основном я, остальные, хоть ходили и с удочками, но таких многочасовых стояний с удочкой, как я, они не выдерживали. Что впрочем не мешало нам быть очень хорошей компанией. Костер, куски хлеба, жаренные на прутиках, беготня по лесу, причем мы знали кучу мест, где несмотря на засилье дачников, можно было набрать грибов, и если не было рыбы, то по крайней мере грибная жареха почти всегда была обеспечена.
Удочка у меня была простая, бамбуковая, катушка за 90 копеек, пластмассовая, хоть и именовалась гордо "проводочная", но сделать с ней заброс было проблематично.
Поэтому приходилось заходить в воду примерно по пояс, и стоять, забросив поплавок метров на 5-7 от себя.
Однажды получилось очень забавное приключение, которое могло однако обернуться не очень весело.
Заходя в воду, я бросил рубаху на пень у берега,
и буквально через полчаса меня стало доставать внимание пчел. Ребята в это время что-то делали на соседней поляне, а я не понимал, в чем дело, почему куча диких пчел концентрируется возле моей рубашки, и уже очень недовольно летает вокруг меня. Подошедший Димка авторитетно разъяснил ситуацию : "КНБ - тебя сейчас сожрут. Ты похоже им вход в гнездо загородил" И точно, рубашка оказалась наброшена аккурат на отверстие в пне, которое видимо облюбовал рой. Кое как используя удочку, я опасаясь привлекать к себе лишнее внимание, стащил причину неудовольствия пчел с пня, но они уже видимо очень разозлились, и продолжали преследовать "врага". Пришлось и самому заглубляться в воду, и рубаху макать, благо солнце палило нещадно, и высушить ее удалось не привлекая лишнего внимания мамы.
кстати, сезон стояния в воде все же не закончился для меня добром, и конец того лета я провел в больнице с пневмонией.
Зато на следующее лето мы в том же составе уже считали себя королями озера. Мы знали все клевые и грибные места, сделали небольшой плот, который лучше всего приводился в движение одетыми на ноги ластами, и с этим плотом у меня связаны воспоминания о первом в жизни "лифте" плотвы. День был предгрозовой, жаркий, тихий и пыльный. Я выплыл почти на середину небольшого залива, и тут погода начала резко меняться. Солнце скрылось прямо по Чуковскому, словно проглоченное злым крокодилом, но как ни странно, это активировало клев, и несколько десятков минут я таскал одну за одной отборную, для этого озера, 70-90 граммовую плотву. И даже то, что ветер, внезапно поднявшийся принес стену холодного и плотного дождя, не могло заставить меня прекратить рыбалку. Клевало!!! Ребята на берегу отчаянно кричали, потому что за стеной дождя шла гроза. Но я свято верил, что раз у меня одеты резиновые ласты, то ничего со мной не случиться. Окончилось тоже все внезапно. Клев обрезало, мне стало холодно. И пришлось уходить. Домой пришел до нитки мокрый, но довольный рекордным уловом.
Кстати, мой ник на сайте Питерского Клуба Рыбаков - КНБ, это дань как раз тем временам, именно так звали меня мои друзья по этой детской рыбалке. И конечно, регистрируясь нак сайте в 2003 году, я написал свой ник именно так, в надежде, что кто-то из моего детства тоже будет забегать на этот сайт.
Так эта часть рассказа названа по событию, которому я тоже обязан рыбалке. Из нашей рыбацкой компании в 14 лет не курил только я один. И вот в один прекрасный для наших друзей день , произошла трагическая для местного магазина ошибка.
Про местный магазин можно рассказывать особо. Это было типичное "сельпо" (то есть "сельская потреб кооперация") современный человек наверное не представляет, что это такое, поскольку в радиусе 100 км от Питера сейчас повсюду Пятерки, Магниты, и т.п. микрогипермаркеты- сетевики. Так вот представьте себе такой гипермаркет, в котором продается все от продуктов до лопат, сапог, и патефонных иголок. И продается все одной продавщицей, которая мечется между разными отделами. Но этого было мало. Кроме продавщицы в этом магазине была еще кассирша. Только кассы не было. Зимой и осеню они конечно скучали в полупустом магазине. А вот с началом летнего сезона население поселка увеличивалось раз в шесть, и в магазине естественно возникали чудовищные очереди. И самое грустное, что сначала надо было отстоять очередь в кассу , а потом к продавцу. Как уже сказал, чеков эти зародыши бизнесвумен на ниве потребкооперации не давли. Зато кассирша бодро кричала продавщице - "Вера! Полторы буханки хлеба, носки черные, и пачку соли!!" И Вера , удерживала это все в памяти на десяток покупателей. Правда и сами покупатели тоже пока стояли не забывали, зачем они пришли.
Так вот , в один наверное печальный день для этих продавщиц, наша компания зашла за сигаретами. И на расстыковке информации от кассирше к продавщице, вместо 5 пачек "Авроры", которые были оплачены, состоялся вынос целого блока!
Сейчас конечно смешно. Пачка той "авроры" стоила 14 копеек, и весь внезапно свалившийся на нашу компанию халявный прибыток составил даже меньше рубля. Но!! Это же 5 пачек, - 100 (СТО!!!) сигарет...
Много ль мальчишки курили, на рыбалке, да еще так, что б по возвращении родители ничего не учуяли? Вобщем ребятам по их прикидкам этих пяти лишних пачек должно было хватить до конца лета. До которого , кстати сказать оставалось наверное недели три.
И я конечно не выдержал уговоров друзей, присоединиться к их нежданной удаче.
Не могу сказать, что неповторимый вкус сигарет помню до сих пор. Курить я в конечном итоге все же бросил. Но существенно позже. и история, как я бросил курить, тоже связанна с рыбалкой, но совсем в другом месте и немного в другое время, может быть расскажу как-то и об этом.
А наши поездки на Щучье продолжились уже только после 10го, выпускного класса школы. И это уже история первых самостоятельных "путешествий"
Плотва на килограмм "за не фиг делать" или Первая щука.
Окончание школы конечно же сопровождалось послужило поводом для дальнейшего развития самостоятельности. Желание рыбачить, тяга к независимости, и наличие свободного времени, все это подталкивало к освоению новых маршрутов, но конечно первые самостоятельные поездки мы с друзьями стали делать туда, где знали что и как ловить, и понимали как добираться. Внезапно среди моих одноклассников (уже бывших) оказалось еще несколько рыбаков, которые не проявляли себя в школе, а вот по окончании "вдруг" тоже проявили желание поездить на природу. И мы с Лешкой тогда со многими ездили на Щучье, и на один день и с ночевками. Конечно друзей интересовало, есть ли в озере крупная рыба. И мы гордо отвечали , фразой которую услышали как-то от пожилого рыбака, ловившего рядом на том же щучьем - "Да тут раньше плотва на килограмм попадалась, за не фиг делать"
И под флагом этой фразы и проходили поездки летом 76 года.
Сейчас конечно смешно и трогательно воспринимаются старания попасть на утреннюю зорьку при старте из города в 6 часов утра... Ехать почти час на электричке, потом час идти до озера, в результате на месте оказываешься дай бог в восемь утра, какая там зорька....
Но по тем временам это был совершенно новый для нас формат поездок.
А как гордо мы шли на первую электричку пешком, по пустому летнему городу.... Даже трамваи еще не начинали ходить, и мы с Петроградской стороны шли час до Финляндского вокзала , правда бывало обидно, когда первый утренний трамвай шестого маршрута нас догонял и перегонял уже перед самым вокзалом, обесценивая наш более ранний подъем и выход. Но, энергия молодого задора из нас шла через край, и мы все равно не могли просто ждать трамвая на остановке, а шли с удочками и рюкзаками по пустынным улицам, на которых даже машин не было. Представляете!!! В полшестого утра, летом, на улицах не было машин!!! Мы гордо шли прямо по проезжей части. И лишь один раз нас шуганула поливальная машина, вызывая не обиду, а смех.
Снасти конечно поменялись. У меня на бамбуковой трехколенке стояла катушка Дельфин 2. Появился спиннинг с знаменитой Невской катушкой, которая верой и правдой служила потом много-много лет. неубиваемая была катушка, самая популярная у спиннингистов и доночников.
При всей внешней бесхитростности и непритязательности эта катушка снискала себе славу одного из лучших рыболовных изделий СССР. И потом еще долгие годы тиражировалась даже китайскими пиратами.
А уж если умельцы апгрейдили (не было тогда такого слова, а умельцы были) подшипником, то катушка становилась универсальной и использовалась даже как проводочная.
Но мне конечно до подшипниковой катушки тогда было далеко. Ловил с обычной.
Не знаю, понятны ли вам те ощущения, которые наполняли наши первые поездки. Это ожидание чуда и готовность к тому , что на любой рыбалке может клюнуть любая рыба. И та самая "плотва на килограмм" , которой в озере отродясь не бывало, нами была ожидаема каждую поездку. И эта же вера в щуку, которая вот-вот клюнет, заставляла брать с собой спиннинг, которым и ловить то толком не умел.
Но зато, какая была радость, когда однажды на заброс блесны и примитивную непрерывную проводку вдруг таки отреагировала щучка. Первая щука в жизни. Пусть по нынешним временам это был полукилограммовый карандаш. Но тогда это была Щука!!! Первая! Завидовали мне ребята . А я гордился неимоверно. Добытчик!!!!
Кстати, после этой поимки мы стали систематически ловить щук в этом озере, правда не на спиннинг, а основным видом ловли стала поплавочная удочка с живцом. Ловилась та же плотва, и на вторую удочку ставился большой поплавок, поводок, тройник, плотва цеплялась за спину, и вполводы забрасывалась на середину заводи в которой продолжали ловить ту же плотву.
Как правило подобная тактика приносила 2-3 щучки за выезд, что говорит о том, что похоже не зря озеро назвали Щучьим.
Но... география наших поездок конечно стала стремительно расширяться. И Щучье озеро откатилось в разряд "водоемов детства", на котором когда-то начинали ловить, но делать там особо нечего, потому что пошли другие места, и другие рыбалки.
Внезапный возврат на Щучье состоялся уже совсем по другому поводу, когда лет через восемь, я и уже искал места, где можно интересно половить на зимние снасти.
Зимняя рыбалка
Как раз вспомнилось то самое озеро детства. Средняя глубина до 2 метров, небольшая площадь поверхности, окружающий лес, закрывающий от ветра, делали ледостав на озере достаточно быстрым. В восьмидесятых очень часто ноябрьские праздники совпадали с первыми морозами. И три-четыре дня мороза под минус 5-10 градусов уже вполне позволяли выехать на пробу первого льда.
Мы прикидывали, куда можно сорваться, ведь день в ноябре или начале декабря очень короткий, и на рыбалку, даже если приехал к рассвету, остается немного времени. (Да это и при летнем длинном дне тоже верно. На рыбалку всегда времени мало).
Машин опять же еще не было, и возможность добраться до озера за пару часов была очень весомым фактором.
Пешня, ящик, пара удочек, и компания с "Вектора", моего тогдашнего места работы. Уловов титанических не было. Это просто были поездки, практически как в детстве - отвести душу на первом , еще даже осеннем, льду.
И конечно ожидание чуда, и крупной неожиданной рыбы оно тоже было. Но стабильно клевал окунь, размера "стыдно отдать кошкам". Зато в отличие от детских, полупрозрачных солнечных матросиков, почему то клевали темные, болотные , отливающие бронзой окуни. В одном и том же озере. Просто немного разные места лова. Песчаники ловились летом у ближнего к Комарово берега, рядом с пляжами. А зимняя рыбалка была у противоположного болотистого берега. И окуни соответственно были другие.
И снова понимаю, что яркость памяти обеспечивает новизна впечатлений. Это были тоже одни из первых загородных зимних рыбалок. Потом появились корюшки Финского залива, Ладожские горбачи и плотва. Потом прокатилась волна зимних жерлиц....Но это уже другое. Первые рыбалки перволедья, морозное солнечное утро, лед с опаской пробуемый пешней, мерзнущие руки, насаживающие мотыля на мормышку, красавцы окуни у лунки... И дорога до электрички, с запахами чьей-то топящейся в поселке печки. Это все там, возле Щучьего, рядом с детством и юностью...
И кажется, что вот она... дорога, ведущая туда...