Этот фильм, как многие другие фильмы той эпохи повествует о полном фиаско идей развитого социализма. Только такие фильмы как “Отпуск в сентябре”, “Осенний марафон” или “Фантазии Фарятьего” - это фильмы об экзистенциальном кризисе среди интеллигенции позднего совка, а этот фильм - о точно таком же кризисе у пролетариев. Все цели достигнуты, и все они оказались ненужными. Жить незачем и не для кого. Впереди пустота и смерть, как единственный желанный итог.
Завязка сюжета фильма достаточно банальна - избиение пьяными хулиганами случайного прохожего. Такое в СССР происходило часто и повсеместно. Главный герой - вполне состоявшийся мужчина. Он, несомненно, находится в ранге альфы. Хорошая работа, где его ценят и уважают. Денег платят вполне достаточно. Хороший дом, хорошая жена, хороший сын. Главный герой фильма занимается спортом, почти не пьет. Есть друзья. В общем, “все, как у людей”. Он собирается провести отпуск в доме отдыха, что побаловаться с новыми бабами. Ну, а почему нет? Жена уже поднадоела, а альфа всегда пользуется спросом у противоположного пола. И не существует лучшего места для подобных развлечений, чем дома отдыха и санатории. Советские люди ездили в дома отдыха с теми же целями, с какими сейчас женщины едут в Турцию, а мужчины - в Тайланд. И вот в ночью накануне отпуска в городском парке его избивают двое подростков. Причем избивают достаточно сильно, но не с целью ограбить, а просто так. И все, цельный мир главного героя разрушен. И не потому, что он получил травму головы, а потому, что он, тоже бывший хулиган, имеющий богатый опыт уличных драк, не оказал достойного сопротивления соплякам. Он понял, что достигнув всего в этой жизни, он потерял самое главное - свою мужественность. Его самооценка опустилась до нуля. Ну, какой он альфа, если позволил себя избить омегам? Но главный герой ничего не знает о психологии и этологии, он не понимает, что творится в его душе. И пытается найти выход в рамках своего гуманистического мировоззрения. Он хочет понять, что движет этими молодыми людьми, в чем их сила? Может быть, у них есть что-то такое, чего нет у него, и именно потому они так легко одержали над ним верх? У него нет страха перед тем, кто так подло его избил. У него есть только любопытство. И вот, втайне от жены, он пытается подружиться с главарем шайки, ездит к нему в тюрьму, носит подарки. Сначала осужденный относится настороженно к потерпевшему, но потом, увидев, что никакой опасности нет, стал относиться к нему с симпатией. Главный герой даже идет на то, чтобы взять осужденного на поруки и добивается его досрочного освобождения. Он думает, что нашел себе друга. Но главарь шайки вернулся опять к своим старым друзьям, только сказав спасибо на прощанье. По сценарию, фильм заканчивается тем, что главный герой избивает своих обидчиков на том самом месте, где они ему когда-то дали п*зды. Но утраченной цельности он не обретает, и остается в экзистенциальном кризисе. Ведь, как оказалось, никакой силы, никаких новых идей у тех, кто его избил, не было. Молодежь оказалась еще более примитивной, чем наш герой в молодости. Их интересовали только деньги. Взрослому нечему учиться у подростков.
Нашему герою 35 лет, сын пошел во второй класс. Это значит, что герой женился в 26 лет. Надо думать, что за эти 6 лет после армии он достаточно нагулялся, перетрахал много баб и не раз участвовал в драках, упрочив свой статус альфы. Но сейчас ни жена, ни сын его особо не волнуют. Хотя ему очень повезло с женой. Она была не только очень привлекательной, но еще и очень умной, а главное, все еще любила его, и хотела от него еще одного ребенка. Когда главный герой стал тайно навещать своего нового друга в тюрьме, жена подумала, что муж завел себе любовницу. Ну, а что еще могла подумать женщина, если мужчина не обращает на нее внимания и постоянно куда-то ездит один? Но жена не устроила ему скандал, а предложила мирно разойтись. Так ведут себя только очень умные женщины. Сын тоже был очень умный и самостоятельный для своих 8 лет - сам отказался от мороженного из-за типичной проблемы всех детей совка - больного горла. Но дела сына отца не волновали. Отцу бы решить свои проблемы, ему не до сына.
Какой же выход предлагает автор фильма? Никакой. Наш герой так и остается с нерешенной проблемой, и даже нет предположений, как ее можно решить. В общем, фильм наполнен предчувствием надвигающейся катастрофы. Общество без цели неизлечимо больно, и смерть его есть лишь вопрос времени. Так и случилось через 10 лет после выхода фильма.
Но почему же фильм называется “Охота на лис”, ведь самому этому виду спорта там уделен минимум внимания? Суть этой охоты заключается в том, чтобы запеленговать и найти раньше других участников соревнования замаскированный передатчик сигнала - так называемую “лису” на сленге радиолюбителей. Я думаю, автор хотел намекнуть, что главный герой искал, но так и не нашел свою “лису” - причину, по которой его жизнь потеряла смысл.