С 20 сентября 2021 года TikTok и WeChat должны быть удалены из App Store, Google Play и иных магазинов приложений на территории США. TikTok сможет избежать полной блокировки в стране, если продаст местное подразделение американскому игроку
Мобильные приложения для обмена видео- и текстовыми сообщениями TikTok и WeChat с 20 сентября запрещено распространять или поддерживать через американские магазины приложений. Об этом сообщается на сайте Министерства торговли США. Кроме того, с этой же даты запрещено переводить деньги в США с помощью WeChat или обрабатывать платежи.
Оба приложения собирают обширные массивы данных пользователей: об их местоположении, сетевой активности, а также историю просмотров и поиска. Кроме того, каждое из них сотрудничает со спецслужбами Китая, и использование WeChat и TikTok создает неприемлемые риски для национальной безопасности США, указано в заявлении ведомства.
«Сегодняшние действия еще раз доказывают, что президент Трамп сделает все, что в его силах, чтобы гарантировать нашу национальную безопасность и защитить американцев от угроз Коммунистической партии Китая», — приводятся на сайте слова Министра торговли США Уилбура Росса.
Что это решение означает для пользователей сервисов и их владельцев, разбирался наш канал.
Как запрет повлияет на TikTok и WeChat
По данным Similar Web, на США приходится почти 26% общего трафика TikTok. На следующем месте по этому показателю — Россия (6%), на третьем — Канада (4%), однако эти данные не учитывают трафик из Китая, где приложение представлено другим юридическим лицом. У WeChat почти 40% трафика приходится на Китай, а на США — 13%.
Представитель TikTok заявил РБК, что компания не согласна с решением Министерства торговли. «В своем предложении правительству США мы уже взяли на себя обязательство обеспечить беспрецедентный уровень прозрачности и ответственности, намного превышающий то, что готовы делать другие приложения, включая сторонний аудит, проверку безопасности кода и надзор правительства США за безопасностью данных в этой стране. Кроме того, американский поставщик технологий будет нести ответственность за обслуживание и эксплуатацию сети TikTok в США, включающую все услуги и данные пользователей», — говорит представитель TikTok. В компании также заявили, что будут продолжать бороться с указом, «который грозит лишить американский народ и малый бизнес в США возможности выражать мнение и получать средства к существованию с помощью платформы».
По мнению ведущего аналитика Регионального общественного центра интернет-технологий Урвана Парфентьева, потеря рынка США для любой компании подобного рода достаточно заметна, потому что такие регионы, как США и Европа, образуют платежеспособный спрос или приток иных денег, позволяющих проекту функционировать или развиваться, например с помощью рекламы. А она, как правило, таргетируется на вполне конкретную аудиторию и из-за запрета может стать неэффективной, считает аналитик.
Контекст проблемы
Запрет TikTok происходит на фоне переговоров о продаже сервиса. Ранее Дональд Трамп потребовал, чтобы TikTok был продан Microsoft или любой другой американской компании до 15 сентября. 7 августа он подписал указ, который запрещает американцам сотрудничать с ByteDance, владеющей TikTok. В документе говорилось, что сама компания при этом должна в течение 90 дней продать все активы в США и уничтожить собранные ею личные данные пользователей.
В качестве покупателя американского сегмента TikTok ByteDance, по информации источников Reuters, выбрала ИТ-корпорацию Oracle, предложив ей стать технологическим партнером и взять на себя управление данными пользователей TikTok из США. Сумма сделки, по данным источников CNBC, могла составить от $20 млрд до $30 млрд. Однако 17 сентября Трамп заявил, что не поставит свою подпись под сделкой между Oracle и ByteDance, если последняя сохранит контрольный пакет акций TikTok. На следующий день WSJ сообщила, что Oracle готова приобрести американский TikTok вместе с Walmart. В сумме с другими американскими инвесторами, в частности с компаниями Sequoia Capital, General Atlantic и Coatue Management, они получат больше 50% американского TikTok. «Мы видим, что ByteDance не теряет надежды продать свой сервис как можно дороже, сохранив при этом фактический контроль над бизнесом. Вхождение Oracle и Walmart в капитал китайской компании на правах миноритариев позволит им иметь своих представителей в совете директоров, а значит, иметь доступ к информации о том, собирает TikTok информацию о пользователях или нет и передает ли он ее правительству Китая», — отметил аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Впрочем, вероятность того, что администрация США согласится на продажу TikTok широкому пулу инвесторов, он оценивает как «не очень высокую».