Досталось и гражданским судам, в основном иностранным, и военным кораблям стран, формально не бывших участниками конфликта. Вспомним некоторые подробности.
Кстати, я лично косвенно приложил к ней руку, поскольку за несколько лет до её начала участвовал в обучении команд иракских ракетных катеров. Сейчас о ней практически не вспоминают, хотя её опыт был изучен и учтён ведущими морскими державами.
Хотя численно ВМС Ирана и Ирака примерно были равны, но качественно отличались в пользу Ирана. Так, против 48 пусковых установок ракет на иракских катерах Иран обладал 60-ю корабельными ПУ, плюс имел на вооружении зенитно-ракетные комплексы. Дальность стрельбы иранских ракет достигала 60 миль против 23 миль иракских. Корабли и катера BMC Ирака были вооружены, в основном, 30-мм и 25-мм артустановками. Лишь тральщики имели артустановки калибра 37 мм. В то время как артиллерийское вооружение иранских кораблей основных классов состояло из 127-мм, 115-мм и 76-мм орудий, ракетных катеров — 76-мм и 40-мм артустановок. В начальный период войны 1980-88 годов до двух десятков иракских самолётов были уничтожены именно средствами ПВО кораблей.
Численность личного состава ВМС Ирана превышала иракскую в шесть раз, Иран обладал 6-ю военно-морскими базами, располагавшимися по всему северному побережью Персидского залива, в то время, как Ирак имел только 2, запертые в узкостях западного берега. Например, Умм-Каср, где мы работали, и где впоследствии была уничтожена большая часть иракского корабельного состава, отделяла от залива извилистая протока, по которой надо было выбираться на оперативный простор.
Иракское командование реально оценивало боевые возможности сторон. Перед ВМС Ирака ставились ограниченные задачи защиты своих военно-морских баз, портов, нефтепромыслов и противодесантной обороны небольшого участка морского побережья. В начальный период войны Иран завоевал превосходство на море, иракцы были заперты на своих базах. Однако это не могло продолжаться бесконечно.
28 ноября произошел морской бой между иранскими и иракскими кораблями, в котором с каждой стороны приняли участие по четыре корабля при поддержке авиации. При этом один из четырех иракских ракетных катеров был потоплен. Основной целью боевых действий на море стало экономическое удушение противника путём нарушения его нефтедобычи и транспортировки нефти. Иракцы произвели минные постановки в районе иранских портов, правда, количество выставленных мин было относительно небольшим.
Поскольку основная тяжесть борьбы на море легла на иракские ВВС, во Франции были закуплены пять истребителей-штурмовиков "Супер Этандар" и вертолеты "Супер Фрелон", вооружённые ракетами "Экзосе", зарекомендовавшими себя в войне за Фолклендские острова. Как заявляли иракцы, ракетами "Экзосе" АМ-39 был потоплены два иранских фрегата типа PF-103 ("Миланиян" и "Кахнамуи").
Начинала разворачиваться "танкерная война". За её время было повреждено и потоплено 546 судов третьих стран. При этом погибло 420 гражданских моряков. Правда, потоплено было всего 3% подвергшихся нападению. Танкеры оказались неожиданно устойчивы к поражению противокорабельными ракетами. 22 декабря 1987 года, используя авиабомбы с лазерной системой наведения, иракские самолеты поразили крупнейший в мире танкер "Сивайз Джайант" (водоизмещением 564739 тонн) и танкер "Уорлд Петробраз" (411508 тонн) под либерийскими флагами. Возникшие пожары были быстро ликвидированы.
17 мая 1987 года досталось и американскому фрегату "Старк". Иракский "Мираж F1" атаковал его двумя ракетами "Экзосе". Надо сказать, что на корабле была налицо недостаточная организация службы, да и командир фрегата кептен Гленн Р. Бриндел
проявил странное благодушие в создавшейся обстановке. За что в итоге был снят с командования и вышел в отставку. Погибли 37 человек, но корабль был восстановлен.
Саддам Хусейн принёс свои извинения за ошибку пилота, была выплачена компенсация в 400 млн. долларов. Имя лётчика так никогда и не было названо.
По данным разработчика ПКР, фирмы Aerospatiae, за время войны между Ираном и Ира ком в Персидском заливе ракетами "Exocet" AM.39, запущенными с самолетов ВВС Ирака, было повреждено 112 кораблей и судов (60 попадании установлены точно, 52-возможно). Серьезные повреждения поучили 57 кораблей и судов, отмечен только один случай поражения без взрыва.
Западные страны наращивали свои группировки в Персидском заливе под предлогом охраны судоходства. Была организована система проводки конвоев. К этому времени Иран произвёл крупные минные постановки начиная с Ормузского пролива и кончая побережьем Кувейта. Страны НАТО начали боевое траление своими силами. 21 августа 1987 года американское командование отдало приказ уничтожать суда-постановщики мин. 21 сентября американский вертолёт с помощью приборов ночного видения засёк за этим делом иранский военный транспорт "Иран Аджр". Корабль был атакован, четверо иранцев убиты, двое тяжело ранены, остальные покинули транспорт из-за возникшего сильного пожара, были взяты в плен и доставлены на вертолётоносец "Гуадалканал". Вскоре их передали Красному Кресту в Омане, а транспорт затонул.
Поскольку пути конвоев проходили вблизи иранских нефтяных платформ, на которых базировались катера, нападавшие на танкеры и откуда производилось их наведение с помощью РЛС, американцы потребовали эвакуировать людей с этих платформ. Предлогом послужило поражение ракетой с платформы американского танкера "Си Айл Сити", 18 членов его команды были ранены. Иранцам было дано 20 минут на эвакуацию, после чего американские эсминцы выпустили по платформам порядка 1000 снарядов, потом на них высадился спецназ и взорвал то, что ещё от них оставалось.
14 апреля 1988 года у побережья Катара подорвался на иранской мине новый фрегат «Сэмюэль Б. Робертс» по прозвищу "Сэмми Би".
Борьба за живучесть всегда была сильной стороной американских моряков, но командир дивизиона живучести лейтенант Соренсен этот уровень превзошёл, заслужив у команды прозвище "Аварийный наци". Его любимым приёмом было сыграть тревогу и начать учения в три ночи после напряжённого дня или через час после того, как команда вернулась с берега. Командир корабля, коммандер Ринн, всячески поддерживал Соренсена в этих начинаниях.
Мина взорвалась под машинным отделением. За полторы минуты было принято более тысячи тонн воды, возник сильный пожар. «Обломки ещё падали с неба, когда на палубе уже приступили к действиям аварийные партии. Первые пожарные рукава развернули не более чем через 30 секунд после подрыва», — рассказывал потом Ринн. Ну, моряки никогда не преувеличивают, уж мы-то знаем.
Для крепления отваливавшейся кормовой части применяли тросы, которые фиксировали отвёртками:
Тем не менее после нескольких часов отчаянной борьбы хорошо подготовленного экипажа корабль удалось спасти. Потратив 15 тысяч долларов на дюжину мин образца 1939 года собственного производства, иранцы нанесли урона на 96 миллионов, в которые обошёлся ремонт фрегата.
Используя этот подрыв как предлог, президент Рейган лично отдал приказ нанести очередной удар по иранским нефтяным платформам. Персоналу опять было предложено покинуть их, однако в ответ иранцы открыли огонь из зенитных автоматов. Огнём американских кораблей сопротивление было подавлено, уцелевшие упрямцы платформы покинули. Артиллерией и зарядами взрывчатки 2 платформы были уничтожены.
Противодействие оказали 3 катера КСИР и ракетный катер "Джоушан", осуществивший пуск ракеты "Гарпун" по крейсеру "Уэйнрайт". Зенитными ракетами "SM-1" катер был уничтожен. Далее крейсер подвергся атаке двух иранских "Фантомов", вооружённых ПКР. Один из них был повреждён, другой успел выпустить ракету, но она была сбита с курса средствами РЭБ. В тот же день штурмовики с авиансца "Энтерпрайз" вывели из строя три иранских катера.
В Ормузском проливе американские корабли потребовали, чтобы фрегат "Саханд" вернулся в базу. В ответ он атаковал их. По нему были выпущены 2 ракеты "Гарпун" и произведён налёт авиации. На снимке горящий "Саханд":
Вышедший ему на помощь фрегат "Саблан" атаковал американцев ракетами "Си киллер", но безуспешно. В ответ был поражён авиационной противокорабельной ракетой. За один день Иран потерял два из четырёх своих самых современных фрегатов, ракетный катер и три катера ВМС КСИР Ирана. США потеряли один вертолёт "Кобра".
3 июля 1988 года крейсером "Винсеннес" был сбит иранский пассажирский самолёт. После проведённого американцами расследования, было найдено много причин, почему " ̶Р̶а̶ф̶и̶к̶ Джонни неувиноват", в том числе и низкая подготовленность специалистов и их "психологическая усталость". Почти 300 человек, находившихся на самолёте погибли. США выразили сожаления и обязались выплатить 131 млн. долларов. Официальных извинений принесено не было.
Окончательно с иракским флотом разделались во время новых боёв в Заливе, но уже без участия Ирана. Но об этом в следующей статье.
А это рассказы о советских военных моряках в Ираке, скоро вымрем как динозвры - кто же ещё расскажет? Только Дзен под старыми статьями комментарии отключает, а пишет, будто это сделал автор :)
Я обучал военных моряков Саддама Хусейна.
Как я покупал перстень в городе Синдбада-морехода
Как меня в Ираке чуть собаки не загрызли
..............................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь